'Моя жизнь стала чередой ограблений. Дни напролёт я просто спал, а по ночам бежал от полиции и самого себя. Я прожил так 10 лет, и вот пришло время расплаты.' - Джо КоглинУже на заре своей литературной карьеры писатель Деннис Лихэйн заработал престижную премию - за роман 'Глоток перед битвой' ('A Drink Before the War') ему вручили 'Shamus' за создание интересного образа сыщика. Этот роман положил начало циклу о Патрике Кензи и Энджи Дженнаро, который на сегодняшний момент насчитывает семь книг, но к ним мы вернёмся чуть позже. А вот первым экранизированным романом (вне цикла) Лихэйна стала 'Таинственная река' ('Mystic River'), поставленная самим Клинтом Иствудом. Лента получила шесть номинаций на 'Оскар' (две победы: за лучшую мужскую роль и за лучшую мужскую роль второго плана).
А вот вторая экранизация как раз была основана на четвёртой книге из цикла про Патрике Кензи и Энджи Дженнаро - в 2007-ом году вышла в свет лента 'Прощай, детка, прощай' и режиссёром её стал Бен Эффлек, что стало для него дебютом на данном поприще. В своё время Деннс Лихэйн получил премию имени Эдгара Аллана По (можно сказать, что это литературный аналог 'Оскара', но только в канве детективного жанра), а фильм Эффлека получил номинацию на 'Оскар', но этот раз лишь одну - за лучшую женскую роль второго плана. Но главным достижением для Эффлека стало то, что его признали не только как хорошего актёра и сценариста, но ещё и похвалили за режиссуру.
И вот спустя практически дестья лет Бен возвращается к своему автору. На этот раз за основу берётся книга из иного цикла: ею становится 'Ночь - мой дом' ('Live by Night') из трилогии о Коглинах. Несмотря на то, что литературный первоисточник и английское название фильма одинаковы, у нас в прокате лента сия криминальная драма получила название 'Закон ночи'. Может прокатчики руководствовались тем, что зритель и читатель не путались, не знаю, а может 'Закон ночи' звучит несколько эффектнее. И Бен Эффлек явно желал с этим фильмом повторить свой успех как с 'Операцией «Арго»', когда картина под его режиссурой получил 'Оскар' за лучший фильм, но прохладные оценки критиков и отсутствие восторженных зрительских откликов привели к тому, что 'Закон ночи' провалился в прокате: 65 миллионов долларов было потрачено на создание, а мировую кассу он собрал лишь в 22.
Но я не буду лукавить: фильм 'Закон ночи' мне понравился. Не скажу, что я прямо бился в эйфории, но смотрел его с интересом. Соглашусь с мнением тех, кто скажет, что эта гангстерская сага никак не тянет на статус образца жанра, во многом уступая классике 'Крёстному отцу' или же 'Лицу со шрамом', но всё-таки разгромной критики 'Закон ночи' не заслуживает. Мне понравилось развитие сюжета, некоторые неожиданные повороты, полные драматизма и придающие фильму особый лоск, за счёт этого картина движется динамично, а некоторые персонажи раскрываются перед нами в весьма неожиданном ракурсе. Но вот одно большое 'но': пока я смотрел 'Закон ночи' Бен Эффлек никак не мог мне доказать, что передо мной самый настоящий гангстер (Эффлек ко всему прочему ещё и главную рлль же сыграл). Вот что-то не так с его образом, то ли слишком лощёный у него получился типаж, с трудом верилось, что его Джо Коглин один из верхушки мафии.
Но зато в свою очередь весьма порадовали другие актёры, а ведь ансамбль Эффлек собрал что надо. Отмечу в первую очередь Криса Мессину (уже играл у Эффлека в 'Операции «Арго»'). Ему великолепно удался образ правой руки криминального босса: жёсткий, хваткий гангстер, но в тоже время он не подводит людей, которых считает друзьями. Для мне это пока самая запоминающаяся роль Мессины. Совсем неожиданно для меня раскрылась Сиенна Миллер. Даже не знаю как относится к её героине, она и ум задурманивает и гнев вызывает. Хотя, говорят, что Миллер и в жизни непростая дамочка, так что может за счёт реального характера ей так славно удалось воплотить свою неоднозначную героиню. Порадовал в очередной раз Крис Купер, который показал как ему дано играть сильных людей, коих затем разбивает горе (вспомним 'Красоту по-американски'). Даже жалко стало, что Купер не получил номинации на 'Оскар' за лучшую мужскую роль второго плана. Эль Фаннинг тоже доставила удовольствие своей игрой. Известно, что она из сильно верующей баптистской семьи, может ей это придало уверенности в воплощении своего персонажа, когда она превращается из некоего монстра в ангела? Не знаю, но удачная роль. Пришлась по вкусу и Зои Салдана, но всё-таки у Сиенны Миллер героиня была поинтереснее. Есть ещё тут Брендан Глисон, но он в статусе приглашённого гостя.
Итого мы имеем не самую плохую гангстерскую драму. Может на неё и возлагались куда большие надежды, но, тем не менее, 'Закон ночи' ужасным фильмом никак не назовёшь. Очень многие актёры успешно справились с поставленными задачами, а вот Бен Эффлек всё же не убедил своим образом гангстера времён 'сухого закона'. Но если Вам интересно посмотреть на то, как мафия заправляла даже в райских уголках, то 'Закон ночи' может подойти для просмотра. И хотелось бы, чтобы особенно присмотрелись здесь к игре Сиенны Миллер, весьма необычный персонаж у неё.
7 из 10