«Всё, что поначалу кажется нам непроглядной, непролазной тьмой, может вдруг озариться светом, неожиданным светом.»«Скрижали судьбы» — это драма, поставленная Джимом Шериданом, одним из самых значимых кинематографистов Ирландии, практически открывшего миру актёра Дэниела Дэй-Льюиса, снявшего его в своих лентах «Моя левая нога» и «Во имя отца». Сценарий «Скрижалей судьбы» основывается на одноимённом романе Себастьяна Барри, изданном в 2013-ом году, обработкой для экранизации коего занимался Джонни Фергюсон, до этого задействованный лишь в одном фильме — в немилосердной бандитской драме «Гангстер N1» с начинающим тогда Полом Беттани. Фильм разделён на два временных пласта, которые сменяют друг друга: на прошлое и настоящее. В «прошлом» главные роли сыграли Руни Мара (Роуз (Розанна МакНалти)), Тео Джеймс (отец Гаунт) и Джек Рейнор (Майкл МакНалти), а в «настоящем» — Ванесса Редгрэйв (постаревшая Роуз) и Эрик Бана (доктор Грин).
Роуз — одинокая девушка, проживающая в небольшой деревушке. Она открыто не показывает, но со всей очевидностью ясно, что она из тех девушек, которые ждут своего единственного избранного, а между тем молодой священник отец Гаунт делает ей недвусмысленные знаки внимания, но Роуз раз за разом их отклоняет. И вдруг в жизни Роуз появляется военный по имени Майкл МакНалти… Постаревшая Роуз долгое время проживает в больнице для умалишённых, хотя таковой себя не считает. Единственной её драгоценностью является дневник, в котором она кропотливо записала всю свою трагическую историю любви с Майклом. Она никому не доверяла своей тайны, окончательно разочаровавшись в честности людей, но приехавший в её больницу доктор Грин сильно заинтересовался Роуз и она сама вручила ему свой дневник… Переплетённые нити из прошлого и настоящего создают неожиданный клубок…
Безусловно, что Джим Шеридан заслужил свою славу прекрасного режиссёра. Только его открытая биографическая лента «Во имя отца», без иллюзий передающая историю противостояния ирландцев и англичан, о многом говорит (кто не смотрел этот фильм настоятельно рекомендую сделать это в ближайшее время). Поэтому-то лично я лелеял надежду на новое событие в кинематографе от Шеридана. Но, увы, этим надеждам не суждено было сбыться. Я не говорю, что «Скрижали судьбы» — это плохое кино, я лишь пытаюсь сказать, что от Шеридана ожидал большего. Довольно академичное развитие действия, недостаток в глубине драматургии, какая-то вялая игра некоторых актёров, хотя их персонажи заслуживали более экспрессивной передачи, медлительность в некоторых фрагментах, недосказанность в сюжетных линиях, общая блеклость и излишняя депрессивность — вот целый набор изъянов, которыми обладают «Скрижали судьбы».
Очень не понравилась Руни Мара, на редкость ходульная роль, лишённая должной эмоциональности. За её героиню хотелось переживать, хотелось сочувствовать, хотелось помочь ей, но Мара никак не могла передать в своей героини ни любви, ни скорби, ничего, словно какая-то покорённая и отрешённая, все превратности судьбы она принимала с убийственно безэмоциональным лицом. Даже Тео Джеймс, которому давали столько потенциальных шансов ("Другой мир», «Дивергент») запомнился своим отцом Гаунтом больше, он раскрыл характер своего героя, пусть и ужасного внутри него было много, но всё же есть хотя бы какой-то повод поговорить и даже похвалить Тео. Но всё-таки из-за Руни Мары сюжетная линия «прошлое» навеяло скуку. Вопрос лишь один — как это позволил сделать Джим Шеридан. Да, режиссёр не сразу приступил к съёмкам, он приступил к ним, сменив коллегу, но всё же почему всё так блекло? Зато игра нестареющей Ванессы Редгрэйв очень понравилась. Вот, где был дух, вот, где были эмоции, вот, где была настоящая сила. Даже Эрик Бана не смог противиться выразительности Редгрэйв и на славу отыграл свою небольшую, но чрезвычайно важную роль.
Одним словом, «Скрижали судьбы» — это один их тех фильмов, когда замираешь в предвкушении чего-то особенного, словно открыл баночку элитной чёрной игры, а когда пробуешь её на вкус, но кривишься от солёности. Конечно, «кривишься» по поводу «Скрижалей судьбы» — это громкое слово, не всё и не все здесь его заслужили, но Руни Мара от меня точно получает в табель «двойку». Фильм безусловно мог бы быть куда более драматичным и эмоциональным, глубоким и душещипательным, но получился каким-то монотонным и сухим. Далеко не лучшая работа Джима Шеридана, ой, далеко…
6 из 10