Гран ТориноСреди великого множества фильмов ужасов о монстрах оборотням везет меньше всего. Если ту же вампирскую тематику авторы исследуют вдоль и поперек, снимая совершенно разные фильмы, порой и в разных жанрах, меняя правила и придумывая новые «фишки», то в фильмах про вервольфов всегда происходит примерно одно и то же: героя укусили, скоро превращение и массовые убийства. Нет, не поймите не правильно, эксперименты и заигрывания с другими жанрами были, порой даже очень удачные (
Ginger Snaps), но часто это оборачивается фиаско ("
Оборотни» Уэса Крэйвена, с невразумительными попытками зайти на поле комедийного хоррора). Самые важные фильмы этого поджанра вышли в далеких 80-ых и с тех пор авторы не сильно продвинулись. Жанр застопорился, студии и зрители потеряли к нему интерес и фильмы стали выходить преступно редко. И вот, совершенно тихо и без лишнего шума испанскому режиссеру
Адриану Гарсия Боглиано удалось совершить пусть и небольшую, но все же революцию и снять один из лучших фильмов про оборотней.
Завязка у фильма довольно нетипичная для подобных картин: у пожилого и слепого ветерана Эмброза Маккинли умирает жена и сын отвозит его в милый, на первый взгляд, городок Крисэнт Бэй, где живут престарелые люди. Маккинли быстро определяет, что не все в этом городе так радужно и на первую же ночь случается атака чудовища, в результате которой погибает соседка и его собака поводырь. Оставшись практически один, герой решает отомстить обидчику, а заодно узнать, кто напал на него. Но время у него ограничено — до следующего полнолуния остается 30 дней. В общем, в этот раз обойдется без очередной заурядной истории о превращении хорошего человека в монстра.
Следует отметить, что хоть фильм и можно отнести к поджанру ужасов о ликантропах, сами же монстры тут далеко не главные. «
Поздние Фазы» очень удачно располагаются где-то между фестивальным фильмом и классическим ужастиком. И тут нельзя не отметить великолепную работу, проделанную режиссером. Сочетая очень многие элементы разных жанров, ни один из них не доминирует над другими, всё находится в удивительной гармонии. Фильм и жути нагонит, и саспенса в нем хоть отбавляй (чего только стоит первая сцена атаки оборотня, фильм действительно может напугать), при этом зрелищные и страшные сцены соседствуют с детективной линией (Маккинли должен определить кто из жителей — оборотень) и прекрасно разыгранной драмой о старении, потере смысла в жизни, о пропасти в отношениях между родителями и детьми и к чему это приводит. Сами оборотни здесь просто двигатели сюжета, сердцевина же — сам герой. И тут мы подходим к одному из главных плюсов картины, собственно, главному герою, которого совершенно великолепно играет
Ник Дамичи. Он столь ярко воплощает образ ворчливого и грубого, но при этом смелого и сильного человека чести, что хочется только сказать — «верю». Именно благодаря Нику драма в фильма столь убедительна, а за героя переживаешь всем сердцем. И поэтому на фоне меркнут недостатки ленты — и нехватка бюджета (хотя авторы крутятся как могут, и большая часть фильма выглядит очень прилично), и некое провисание динамики в середине.
Оглядываясь назад понимаешь, что практически все лучшие фильмы на данную тематику не были прямолинейными монстр-муви. «
Оборотень» был драмой о взрослении, «
Псы-воины» — динамичным и увлекательным боевиком и т. д., и ровно то же происходит и здесь. Я не зря вынес название культового фильма Клинта Иствуда в заголовок. Его нотки чувствуются во время просмотра постоянно — и в самом герое, и в его взаимоотношениях с сыном, и в финале ленты. Грубо говоря это «
Гран Торино» плюс «
Вой» Джо Данте. Смесь гремучая, но при этом яркая, интересная и необычная. Ни в коем случае не проходите мимо, одна из жемчужин жанра.
9 из 10