Неработающее европейское киноС самого детства, когда я смотрел совместные международные фильмы, меня каждый раз мучил ура-патриотический вопрос. А чей этот фильм больше: нашенский или ихний? Оценка формировалась на основе многих трудноизмеряемых критериев: где снимали, чьи актеры, кто режиссер. На чьи деньги снято, наконец! Еще важно было — кто в конце победит. Наш ГГ или «ихний». Даже если наш был злодеем — болел за нашего. В итоге, убедившись, что картина «более наша», я успокаивался и наслаждался просмотром.
«Поездка к матери» — тоже совместный фильм. Даже с европейской звездой —
Аделью Экзаркопулос. На момент моего просмотра фильма эта юная дама уже довольно обмахивалась золотой пальмовой каннской ветвью. А наш актер, сыгравший главного героя,
Артем Алексеев — в большом кино дебютант. Э! — подумал было я возмущённо, но режиссер
Михаил Косырев-Нестеров нам рассказал, что на момент съемок «Поездки» Адель была еще никому неизвестной 19-летней актриской. Так что выходит, мы ею попользовались, пока товар не подорожал. «Наш», — решил я и довольный начал смотреть.
А меня взяли и обманули. Ничего нашего я в кино не нашёл. Я вам больше скажу: я вообще в нем ничего не нашел, кроме очень-очень красивых натурных съемок. Оператору
Олегу Лукичёву (с которым, кстати, Косырев-Нестеров плотно сотрудничает) — спасибо огромное. И всё.
«Поездка к матери» это фильм, как вы можете догадаться, про поездку сына к матери. Вроде всё обычно. Но нет — экзотики море: мать бросила мужа с маленьким сыном и уехала во Францию. Где по новой вышла замуж, у сына там даже образовалась сводная французская сестра. Ну, и вот уже взрослый сын приехал к маме. Мы видим жирно намазанные сельскую пастораль в сочетании с европейским комфортом. И из этой милоты, из этих козочек на изумрудных лугах вырастает беда, с которой сыну и его зарубежной сестре приходится разбираться. В детали вдаваться не буду. Даже не ради спасения вас от спойлеров… Просто события, как бы грустны они ни были — не важны. Ничто не из чего не вырастает, не ведет к рефлексии какой-нибудь, к постановке или решению вопросов. Они просто происходят.
А потом титры.
Я смотрел на безумно красивые пейзажи Прованса, морские панорамы, улочки Марселя и не понимал: зачем они всё это наснимали? Неужели для создания ситуации фильма нужен был такой экзотичный фон? Зачем такая сказочная семейная история? Ради возможности снять кино во Франции?
Непонятно, почему в кадре нет матери? Повествование ведется не от ее лица, но она все время где-то за кадром. Маму не показывали так старательно, как будто в конце должно выясниться, что это… ну, не знаю — Катрин Денёв, например. Или инопланетянка с щупальцами.
А ещё меня лично бесила съёмка нестабильной камерой, когда вместо статики или плавного движения идет постоянное покачивание, подпрыгивание, дергание. Справедливости ради надо признать, что такой прием нынче в каждом втором фильме используют. Но в «Поездке» болтание камеры просто зашкаливает! Когда уже пройдет эта странная мода? Она похожа на былую увлеченность женщин носить ботфорты с шортами. Они почему-то думали, что это красиво.
Я не увидел в фильме проблемы. Или вкусной истории. Только ситуации. Огромная мозаика ситуаций, вытекающих одна из другой. Просто чередой идут ситуации со смыслом, как разговор про отдание сердца, ситуации без смысла, беседа в похоронных агентствах. Блин, ну зачем целых две?! Что даст мне сравнение?
Конечно, стиль можно узнать. Это очень похоже на этакое европейское кино-наблюдение. Не испанское или английское, а то же французское или скандинавское. И россыпь вроде бы пустых сцен формирует какое-то сильное представление. Эстетическое. Или эмоциональное.
Но формирует! А «Поездка к матери» — нет.
P. S. Однажды старик Хоттабыч, желая угодить Вольке ибн Алеше, забабахал ему телефонную будку. Вышла она точь-в-точь, как оригинал, да ещё из полудрагоценных камней. Но это была копия лишь внешних признаков, камень был цельным. И таксофон не работал. Вот «Поездка к матери» и кажется мне таким таксофоном: есть внешнее подобие, но не работает. Слепое подражание?
4 из 10