Отрывок из жизни людейНа неделе, вырвавшись из серости и обыденности каждодневных мыслей, я села смотреть картину 2016 г.
«Женщины XX века» ("20th Century Women»). Мне понравился трейлер и симпатичные лица Эль Фаннинг и Лукаса Д. Зуманна в нём, так что я решила, что это будет хорошее кино для расслабления и отдыха. Как это часто бывает, я немного ошиблась…
Это фильм о трёх женщинах, которые живут в приокеанском городке в Калифорнии в 1979 г.
Время панка, феминизма, сексуальной революции, кризиса доверия к властям, холодной войны и бунтующей молодёжи. Однако всё это мы видим лишь на заднем плане, в центре — истории трёх женщин, разного возраста, разной внешности и разного характера.
Dorothea за 50, она разведена, воспитывает 15-тилетнего сына, в молодости мечтала стать лётчиком, постоянно курит и говорит, что не нуждается в мужчине. Она пытается сделать сына счастливым, пытается найти с ним общий язык, не давить, быть мягкой и лояльной. Иногда даже слишком мягкой…
Abbie — молодая женщина с короткими красными волосами. Она профессиональный фотограф, фанат странной панк музыки, феминистка и больна раком.
Julie — 17 лет, ей нравится секс, сигареты и дружить с Jamie.
Jamie — 15-тилетний сын Dorothea, независимый и вдумчивый подросток, который хочет сам найти себя в жизни и стать мужчиной. Именно вокруг него и его взросления складывается весь сюжет.
Это фильм не просто о том, как ребёнок превращается во взрослого, не о том, как сложно и трудно воспитывать подростка, и даже не столько о том, каким сильным и мудрым человеком была мать Jamie. Это
фильм о реалиях конца 70 — х гг. и о женщинах, которые вынуждены справляться со всеми проблемами самостоятельно. Странно, но картина не превращается в один сплошной пафосный феминистический слоган. Совсем нет, хотя о феминизме, женской сексуальности и тд. здесь говорится много. Скорее это попытка режиссёра рассказать о героинях того времени, показать их слабыми и сильными, смеющимися и плачущими, мечтающими и разочарованными. Обычными людьми на пороге великих перемен, которые уже виднеются на горизонте.
«20th Century Women» влюбил меня своей неповторимой индивидуальностью, аутентичностью, абсурдным юмором и атмосферой лёгкой, беспричинной меланхолии. Этот фильм похож на картину одного из направлений современного искусства: супрематизма, неопластицизма или поп арта — цвет, пятна, геометрические фигуры, насыщенная смыслом бессмысленность… Цвет в картине режиссёра
Mike Mills занимает вообще одно из ведущих мест наравне с музыкой: кислотно — жёлтый, морковно — красный, чёрный и белый… Туфли, помада, фотокамера.
А музыка — это шикарная ретро — подборка джаза, постпанка и альтернативного рока, волшебным образом переносящая нас в Америку 70 — х гг.
Также забавен приём ускорения действий: как будто режиссёру надоедал его фильм, и он перематывал некоторые сцены. По мере знакомства с героями мы то забегаем назад, в самое начало их жизни, слушая, как они сами или другие рассказывают об их рождении, о том, как жили в то время. Будто нам по секрету показывают фотоальбом, сопровождая каждую нечёткую фотокарточку своими комментариями. Через некоторое время мы узнаем и о будущем всех персонажей. Но пока ещё есть время. Пока жизнь только начинается.
Вообще, если задуматься, то «Женщины XX века» — это
безумная смесь всех видов искусства: музыки, живописи, фотографии, кинематографа, литературы и ещё чёрт знает чего. Герои читают книги, говорят вслух цитаты, подпевают, танцуют ночью на пляже, едут по калифорнийским дорогам, разговаривают по ночам, фотографируются, смотрят фильм «Касабланка», разговаривают о сексе, менструации и о том, что я не рискну здесь назвать. Чистейшей воды безумие. Кто-то сочтёт фильм затянутым, странным, занудным и развращённым. А кто-то, как я, найдёт в нём что-то нужное и близкое. Другого варианта не дано. Не потому, что это какой-то там артхаус, а просто потому что у фильма нет морали. Это всего лишь отрывок из жизни людей.
8 из 10