Средневековая погоня по норвежскиПока Цари на троне,
С Царями все в ладу.
Царя никто не тронет,
Пока он на виду.
Ему никто не скажет,
Что, мол, не то поешь!
На удивленье даже -
Хорош, пока живешь!
Всегда ли с царями в ладу пока они на троне? Средние века время весьма коварное. Не только меч или вражеская стрела могли оборвать жизнь. Иногда глоток воды, вина решал судьбу трона. Яды были в широком ходу. Травили венценосцев как крыс. Повсюду. От Гибралтара до самых до окраин...
Простая для понимания история. Доступная форма. Кино способное оживить вечер, скрасить будничный день. В равной мере интересна как юношеству, так и взыскательному киноману. С предельной откровенностью режиссёр погружает зрителя в историческую эпоху древней Норвегии. В основе картины события начала ХIII века, гражданская война воспроизведённая по 'Сагам о Посошниках'.
1204 год. Внезапная смерть короля обостряет борьбу за власть между противоборствующими группировками. Баглеры и биркебейнеры в соперничестве за престол. Первые, олицетворением аристократии с духовенством, вторые - 'лапотники'. Внебрачный сын короля, бастард, годовалый малыш отправляется с отрядом верных людей на север страны. Захвативший власть узурпатор, намерен умертвить ребёнка видя в нём угрозу. Погоня - основа основ этой картины. Едва ли не по Э. Рязанову: А чего это ты от меня удирал? Привычка. Ты догоняешь, я удираю. И у меня привычка. Ты удираешь, а я догоняю... Впрочем, здесь не до сантиментов в обмене любезностями. Жизнь человеческая на кону. А если ещё принять во внимание наказ в дорогу - «тот, кто принесёт мне голову этого малыша — будет жить в достатке до конца дней», становится ясным, обещанный 'приз' стоит трудов. Юмора здесь ни на грош.
С 1204 по 1217 годы страна разделена надвое. У баглеров свой король, соответственно у биркебейнеров свой. Но это потом, а здесь, автор рисует лишь зарождение вражды, первые стычки. Перед зрителем очень короткий временной отрезок. Пожалуй одна-две недели или месяц к рассмотрению. Декабрь? Январь? Возможно. Снежное марево из кадра в кадр. Лесные чащи, горные склоны, дорожные тракты под копытами лошадей - везде белым бело. Пурга, беснуясь кружит слепящим маревом, засыпая строения под самые крыши. Лыжи в этих широтах спасением для прохода, бега, перемещения. Чуть подрос, начал ходить, осваивай 'снегоступы'. Наука не хитрая. Без неё никуда. Вот так, совершенно органично, мы скользим по лыжне этой ленты. Исторический мотив вплетается в уклад жизни коренного населения. Переход ровный, плавный, не рваный. Костюмы в духе эпохи, лесная заимка семейного очага на три души в стилистики времени, оборонительный частокол крепости не вызывающий критики. Батальные сцены отсутствуют. Зритель имеет возможность насладиться небольшими стычками-поединками с ограниченным числом лиц. Но проигрывает ли от этого картина? Отнюдь. Это лишь подчёркивает её достоинство. Не отвлекая от главного: от крупных планов лиц, концентрации на главных персонажах, основы-основ - погони в нагнетании напряжения.
Главная изюминка - лыжный слалом. Горные спуски здесь до сворачивания шей. При этом в некоторых сценах это ещё и стрельба из лука по движущимся целям. Горки, трамплины - само собой разумеющееся. Именно это придаёт фильму лёгкость, заставляет улыбаться. На каком же морозе такое можно проделывать? Как долго в этом ледяном панцире будешь чувствовать себя комфортно? И вот именно здесь, кроется разгадка. Оказывается средняя температура в Тронхейме, куда намерены отправиться беглецы, в период самых холодных месяцев - декабрь-январь, составляет -5 градусов. При максимуме до -26 (редкость). Гольфстрим, тёплое течение Атлантики делает климат столь мягким.
На Родине, фильму определили возрастной ценз как 12+. У нас, несколько выше. Следовательно, доброго, приятного, притягательного тут гораздо больше чем где либо. Актёрский состав - цвет Скандинавии. Смело можно рекомендовать к просмотру знакомым и близким. А спустя время, с удовольствием пересмотреть.
7 из 10