Вода к водеСкучно. Так можно резюмировать большинство отрицательных рецензий на новую картину немецкого классика
Вима Вендерса. Красиво, но скучно; хорошие актёры, но скучно и так далее. Хотя вы же не приходите из филармонии со словами
«не прокачало» или из картинной галереи, сокрушаясь, мол
«спецэффекты так себе». Так и здесь неопытный зритель, скорее всего, просто соблазнился на хороший актёрский состав в аннотации и не захотел разбираться дальше. А зря – мы с вами погрузимся глубже.
Ценителю искусства № 1 не придётся объяснять, чем выделяется почерк одного из главных созерцателей в мире кино, автора культовых фильмов конца XX века, по сути, живого немецкого киноклассика. Он не будет закручивать интригу, нагнетать атмосферу и вызывать бурю эмоций и делает это намеренно. Уникальный стиль
Вендерса заключается в его умении парить над сюжетом вместе с камерой, но вглядываться в лица героев, сопереживать даже микроорганизмам, но не вмешиваться в процесс, нарочито неспешно развивать события, но вдумываться в их значение полностью. Так и в этой картине, в очередной раз для автора снятой не в
Германии, режиссёр не предлагает вам угадать, как решиться судьба героев, фокусируя внимание скорее на том, что между ними произошло, а также образе нашего мира в целом.
Знакомство персонажей
Джеймса МакЭвойя и
Алисии Викандер как бы сталкивает между собой два мира, социальный и природный, которые, несмотря на ощутимые противоречия, так естественно переплетаются между собой. Подчёркнуто красиво переданная на экране любовь героев не случайна – это мечта самого Вима о недостижимой гармонии в мире, где природное порой противоречит социальному, желаемое не стыкуется с реальным, а женское никак не может соединиться с мужским. Однако, та легкость, красота и плавность с которой начинается знакомство
Дэни и
Джеймса, перетекающие в любовную, а затем и в ментальную и духовную связь, как бы оставляют нам надежду на то, что если мы и не можем быть перманентно счастливы, то хотя бы заслуживаем его в своих воспоминаниях и прекрасных мгновениях.
Любовная линия далеко является единственной в фильме: автор продолжает поиски смыслов и ответов на вопросы о культуре, религии, жизни и смерти, цели мирского существования и возможности достижения гармонии. Не стоит чрезмерно обращать внимания на детали повествования и саму форму происходящего на экране:
Вендерс просто заменил условные телефонные автоматы на
Ipad, а фотоаппарат
Polaroid на
GPS-датчик в коронке зуба – это не главное. Режиссёр умело заменяет
Техас Фарерскими островами, а
Западный Берлин –
Сомали, не теряя при этом сути того, что хотел передать: человек может быть безмерно сиюминутно счастлив и бесконечно несчастлив в любой ипостаси, ценность – это сама возможность пережить подобный опыт.
Бергман, Тарковский, Джармуш, Антониони, Вендерс. Что хотели сказать нам эти гении? Почему зачастую не предоставляют возможности найти ответы не только самим героям, но и зрителям? Куда нас ведут и чем хотят поделиться? Сложно одной фразой ответить, но иногда кажется, будто для них мы словно маленькие и ещё не готовы понять и принять увиденное целиком. Порой им проще включить камеру, наведённую на перекрёсток в мегаполисе, лицо, переполненное внутренними противоречиями, океан, полный вековой памяти, мусорный бак в глухой подворотне или сцену сна, которого не отличишь от реальности. Зритель сам решает, что для него важнее: наслаждаться красотой пейзажей, чувств и отношений, пытаться прикоснуться к непостижимости бытия или содрогнуться от серости и замкнутости нашей повседневности, наполненной бессмысленными вещами и одинаковыми фрагментами. Мы не знаем ответов, но безмерно увлечены процессом. И это главное.