Сюжет. Два брата проходят через тяжелый для обоих этап — смертельную болезнь матери. В связи с ее ухудшающимся состоянием, старший брат Матье, пианист по профессии, переезжает в дом к матери и брату. У него свои заботы: проблемы в семье и творческий кризис, из которого он пытается выползти. Младший брат Поль, всегда остававшийся подле матери, работает кем-то вроде грузчика в магазине, а все оставшееся время отдает своему безумному увлечению — историческому фехтованию и ролевым играм. С первого взгляда на него невольно приходишь к выводу, что Поля совершенно не волнуют бытовые проблемы, он весь погряз в наполеоновской эпохе и живет только этим. Костюмы, шпаги, пистолеты, резные фигурки, выставленные на полках как на поле боя… Он беспечен и немножко безумен. Старший же брат являет собой полную противоположность: он прилежный пианист, чуткий учитель, семьянин, пытающийся сохранить свою семью, он ответственный, осторожный, строгий. Хотя по молодости он тоже занимался фехтованием, сейчас к увлечению брата он относится прохладно и скептически, и всего один раз позволяет себе поехать с братом на ролевую игру исключительно по просьбе матери, считающей — и обоснованно — что занятия ее младшего сына чересчур опасны. В результате Матье оказывается втянут в мир безумных людей, принимающих игру за реальную жизнь. Здесь оскорбления и обиды принимают ближе к сердцу, чем в обычной жизни. Здесь «честь полка» стоит выше собственной безопасности и здравого смысла. Здесь невозможно пойти на попятный, если ты оказался вовлечен в чьи-то разборки. Все по правилам, именно так, как было в девятнадцатом веке, и никаких отступлений, даже если это противоречит здравому смыслу и реальному времени.
Честно говоря, я так и подумала, что только француз мог высосать из этого такую драму.
Актеры. Центральное место отведено персонажам Венсана Переса и Жереми Ренье, и если последнего я видела только на второстепенных ролях всего в нескольких фильмах и едва вспомнила, то Перес приятно удивил. До этого самыми запоминающимися для меня были его роли в Фанфане-Тюльпане и в Королеве Проклятых, но оказывается, он не раскрыл там всего потенциала. Я даже не ожидала, что он может быть ТАКИМ КЛЕВЫМ! Мне очень импонирует его персонаж, такой спокойный, флегматичный мужчина чуть за тридцать, с обостренным чувством здравого смысла, чуткий и внимательный, но запутавшийся в жизни и заново ищущий себя спустя столько лет профессиональной карьеры. Он не знает, чего хочет именно сейчас, и эта ситуация с «безумцами в ролевой игре», должно быть, хорошенько встряхивает его в итоге. Внешность, мимика, жесты, манера держать себя… В общем, восторг, как сыграл.
Что касается Жереми Ренье, то его стеснительная и одновременно задорная улыбка тоже не оставляет равнодушным. Его персонаж Поль настолько прост и от этого обаятелен, что на него невозможно злиться за его безответственное поведение. Хотя, может, и стоило бы.
Общая атмосфера. Клавиши пианино, много нот, безумно красивая музыка, пальцы, летающие по клавишам, безупречные костюмы и продуманные до мелких деталей декорации и сцены… что тут еще можно добавить? Несмотря на то, что фильм, в общем-то, относится к категории драм, а точнее французских драм, а французы любят грешить затянутыми сценами и чересчур навязчивыми эмоциями, здесь я не заметила ничего из этого. Да, некая театральность в сценах с дуэлями или на светском вечере есть, но если учесть, что это «актеры, играющие людей, притворяющихся актерами», то театральность совершенно оправдана. Зато во всем, что касается «обычной жизни» героев, даже наоборот чувствовалась какая-то недоговоренность. Например, я была даже немного удивлена сухими, односложными диалогами между сыновьями и их матерью, как будто пытались показать, что им сложно общаться, а вместе с этим нам ясно дают понять, что оба брата безумно любят и жалеют свою больную мать.
Фильм не переворачивает ничего с ног на голову и не ломает шаблонов, но несмотря на не самую высокую оценку на кинопоиске, я внесла этот фильм в свой ментальный списочек любимых. Просто за атмосферу и исполнение.