Попытка отстоять свое «я»Сумида учится в средней школе, но в старшую идти не намерен, потому что планирует унаследовать семейный бизнес по прокату лодок. Но дома, в хибарке, представляющей собой лодочную станцию, у него царит настоящий ад. Мать не обращает внимания на сына, а изредка заявляющийся отец, задолжавший якудза, требует денег и с сожалением говорит сыну, что тот жив — умри Сумида, он получил бы страховку. Потом мать вообще убегает из дома, а якудза заявляются, чтобы потребовать долг уже у Сумиды. Последний во время очередной встречи с отцом убивает его и закапывает тело в землю. Отныне его жизнь бессмысленна, и он хочет направить его в полезное русло, убивая всех, кто мешает благополучию общества. Лишь подруга, все это время добивавшаяся его любви, помогает ему осознать свою ошибку и сдаться полиции.
Традиционным для Сиона Соно является изображение японского безумия, проистекающего либо от фанатизма в следовании культу, либо, как здесь, от ужаса осознания себя всего лишь малозначительной единицей общества. В этом фильме эпизодические персонажи бросаются с ножами на прохожих, восклицая «Где я? Кто я?», и этот крик ведет прямиком в экзистенциальную бездну. Этой бездны не избегнул и главный герой Сумида, убивший своего отца. Смерть отца, а точнее отношение того к нему при жизни ожесточили Сумиду, и теперь он намерен превратить свою никчемную жизнь в нечто полезное для общества. Он хочет сам бросаться с ножом на всех, кто того заслуживает. Некогда он хотел быть «химидзу», слепым кротом, ведущим свою маленькую обывательскую жизнь, но ему не дали. Помешал отец и его связи с якудза. Теперь он был вынужден измениться, потому что столкнулся с жизненными вопросами, которые оглушили его. Он толком не сумел осознать, как теперь жить. На помощь пришла подруга, которая заставила его пойти в полицию и во всем признаться. Сумида выбирал между походом в полицию и самоубийством и в итоге выбрал жизнь.
Сион Соно снял, как обычно, несколько гротескное кино, и преувеличения в данном случае коснулись той атмосферы семейного ада, которая окружает главных героев. Например, для подруги Сумиды ее родители готовят дома петлю для повешения и буквально приглашают дочку повеситься. Тем не менее сами герои изображены весьма зрелыми, например, Сумида, который в частой для японской культуры манере практически не поддается ослеплению любовью, даже несмотря на юный 14-летний возраст. «Химидзу» — это экзистенциальная драма о жизни в атмосфере тотального недоверия, усугубленной экологической катастрофой. Это попытка отстоять свое «я» в безумии современного социума сначала через преступление, а потом через его искупление.
8 из 10