Любовь и Вороны Впечатлившись, по всей видимости 5-ой частью «Гарри Поттера» немецкие поклонники фентези сняли в той же мрачной стилистике этакое арт-хаус фентези-муви «Крабат». Не претендующий вовсе не детскую/семейную сказку, а позиционирующий себя как серьезную драму с лав-стори и магией.
В принципе, уйди фильм в больше многообразие спецэффектов, не будь он настолько не динамичным, и добавь создатели в него хоть какую-то яркость, кино вышло бы вполне себе конкурентноспособное, побив «Тайну Мунакра» и «Чернильное Сердце» из себе подобных. Однако провисающий и по-детский банальный сюжет, наигранность происходящего и крайне не реалистичная игра актеров сделали в своей совокупности из фильма тот же «Драконий Жемчуг» только в более мрачном ключе.
Совершенно детская сказка, про то, как любовь сильнее колдовства, что всегда нужно боротся до конца, про добрых и плохих и все отсюда вытекающее, понравиться может исключительно детям, для которых фильм отнюдь не снимался. Подросткам уже многие нелепые сцены покажутся невероятно смешными и глупыми, взрослые будут скучать, а для детей фильм слишком уж жестокий и депрессивный. Хорошая история должна была нести собой мораль и поучительность, но авторы фильма почему-то решили пойти совершенно другим путем, начав сумбурное действие без какого-либо смысла и обоснования.
Герой по самым непонятным причинам изначально начинает слышать голоса, бросает друзей, разорвав данную клятву, учиться черной, повторяю — чёрной, магии, и при всем этом позиционируется как главный положительный персонаж. Во преки ему, главный злодей — единственный, кто говорит какие-либо умные вещи за фильм, не считая пафосного текста концовки от закадрового рассказчика. При этом все остальные персонажи играют лишь фоновую роль, и их даже не пытались раскрывать.
Можно, конечно, упрекнуть в странных для нашего слуха именах, абсолютно лишенных таланта актеров-парней, никак себя не проявивших, причитать по поводу невзрачной внешности и черезмерной похожести всех учеников колдуна, однако все эти претензии выйдут мелочными придирками в сравнении с главной ошибкой фильма, а именно его визуальной подачи героев и сюжета. Фильм перегружен персонажами-учениками, которые совершенно не раскрываются по сюжету, а лишь играют свою шаблонно-функциональную роль, никак себя не проявляя. Абсолютно фоновые герои, на которых ничего не держиться и которые и вовсе в картине не нужны. Сократи создатели половину всех ролей — вышло бы куда более динамично и занимательно, персонажи стали бы занимать больше экранного времени, ключевые герои начали бы раскрываться, а того и гляди появилась бы ярко выраженная актерская игра, с душой и подходом к образу.
К тому же фильм невероятно скуп на женские роли. Не считая мельком показанных городских жителей с детишками и утопленницы, всю женскую часть сюжета занимает одна единственная девушка, роль которой опять-таки совершенно не выразительна, обыграна невероятно плохо и не правдоподобно, и в целом запоминается персонаж лиш тем, что по сути это единственная девушка за фильм.
Авторы картины будто бы нарочно пичкают фильм «не детскими» элементами. Подростки в 12-13 лет распивают спиртные напитки, после которых устраивают дебошь и гулянки, подростков даже покажут обнаженными, будут намеки на однополое влечение, к тому же детей на всем протяжении сценария грузят огромной физической работой, в результате которой натираются кровавые мозоли, стаптываются вкровь ноги, появляются шрамы, а кожа становиться грязной, портя итак не слишком приятный вид. Не удивительно, что то и дело возникает фраза «У меня нету девушки», как-то странно, что некоторые из них умудрились-таки этих деушек завести, да еще и взаимно. Заметте, не смотря на наличие магии, безо всяких приворотов и ворожбы.
Кстати, о спецэффектах. Он здесь всего один, появляющийся под самый конец фильма и добавляющий этакий «экшен для галочки», именуется это чудо — взрыв. Остальное в стиле рассыпающихся в муку букв, нелепой битвы посохом на расстоянии и обращения в ворон выглядит более чем угрюмо, невзрачно и как-то малообещающе. Никаких впечатляющих батальных сцен с использованием магии в фильме нет и близко, а когда все-таки возникает драка, так операторская работа начинает нервно дергаться, не давая толком разглядеть ничего из происходящего на экране. При этом, когда речь заходит о панорамах и красивых планах, то тут же работа оператора вылезает на передний план и становиться на высоте, фильм получает красивые сцены и запоминается вороньими полетами, как ярчайшими эпизодами, после финального взрыва.
Желание убить двух зайцев сразу, то есть обрастить банально-сказочный лав-стори сюжет мрачными и хмурыми элементами, добавить страха-ужаса, пару смертей, суровым образом жизни учеников колдуна и многим другим, вышло всем создателям фильма боком. Не получилось серьезного фентези-кина, не вышло и детской поучительной сказки. В результате, детям — страшно, подросткам — смешно и противно, а взрослым — по-просту скучно с таким провисающим и предсказуемым сценарием и без того невзрачной истории, где ясен не просто каждый последующий шаг, а сразу весь сюжет от зачина до концовки. Минусом вышли и никакие актеры, статично отработавшие задачу, но не показавшие никакой игры и даже попытки выгладеть правдоподобно. Нехватка волшебства, порой черезмерный уровень насилия, и невнятность динамики повествования превратили «Крабата» в скучное одноразовое кино, которое смотреть все-таки лучше детям, но строго в сопровождении родителей и их комментариев происходящего. К тому же исключительно в домашнем просмотре, это не то кино, на которое стоило бы идти в кинотеатр.
Не вышло ни «сказки в стиле братьев Гримм», ни пародии на «Гарри Поттера», ни достойной конкуренции своим фентези-аналогам. Довольно мрачная картина, выдержанная в своем стиле, наверняка найдет своего зрителя, и даже со смыслом и обилием поучительного пафоса в финале. Однако при этом ничего интересного, чего-либо зрелищного и просто захватывающей волшебной истории ожидать уж точно не стоит. Просто средненький проходной фентези-фильм в арт-хаусном ключе от немцев.
5 из 10
Оригинал