В темноте Дебют Джона Харриса в жанре фильмов ужасов из себя представляет сиквел знаменитой хоррор-работы Нила Маршалла. И сиквел по сути не нужный, не требующийся и зря придуманный. «Спуск» был эффектным самодостаточным фильмом, с определенными изюминками, с грамотным режиссерским подходом и атмосферой клаустрофобии в пещерах. Есть ряд фильмов, которые собою способны вызвать у зрителя определенные фобии и насторожить. Для далеких путешественников по разным странам это «Хостел» и «Туристас», для лыжников это «Замерзшие», для диггеров и спелеологов как раз «Спуск». После концовки первой части надобность в продолжении отпала, но кто-то решил, что «Спуску 2» нужно появится на свет. Зачать сей продукт сумела троица мало примечательных сценаристов, и в результате мы имеем возможность ознакомиться с выкидышем хоррор-индустрии, жалко играющем на успехе первого фильма.
Прежде всего обратить внимание стоит на сценаристов. Джей Блэйксон — фигура не примечательная и слабая, для Джеймса МакКарти это и вовсе дебют, как и у режиссера Джона Харриса, а Джеймс Уоткинс приложил руку к слабейшему и скучнейшему «Райскому озеру», отвратным «Пропавшим», и к неплохому хоррору «Одним глазком», где сценарий спасает его напарник Дэвид Хилтон. Троица не блещущих талантом авторов, в три головы пытаются состыковать продолжение с первой частью, штампуя конвейерный клон без оригинальности, души и выразительности.
На деле, чудом выжившая Сара из первого фильма вынуждена вернуться вместе со спасательным отрядом в пещеры. Мало того, что идея уже сама по себе звучит глупо, а на экране подается и вовсе нелепо и без какой-либо логики и адекватности, так под землей те находят не только трупы и монстров, но и девушку-Рэмбо, косящую под Элис из «Обители зла», и являющуюся одной из подруг главной героини, опять-таки чудесным образом уцелевшей на протяжении нескольких дней в этих пещерах. Сталкиваясь лицом к лицу с довольно жуткими тварями, они едут борьбу за выживание с неравными шансами на успех.
То, что по началу было сорокаминутной болтовней без смысла и надобности, к середине обрастает атмосферой первой части, копируя отдельные моменты, словно это комедия, обыгрывающая штампы. Начиная от первого появления тварей и кровавых нападений на спасателей, фильм скатывается в какую-то бойню, где персонажи во всю ликвидируют десятки враждебно настроенных существ, а те даже и не думают уменьшаться численностью. Бессмысленная бойня, где никого не жалко: характеры не раскрыты, персонажи вышли мерзкими и не приятными, и смотришь эту чушь только с одной надеждой, что когда-нибудь они точно все сдохнут и пойдут титры, но концовка обращается в еще более смешной фарс, чем можно было представить.
Правильный сиквел бы сделал акцент на новой команде с некой бэк-стори каждого героя, даже без монстров на экране можно было бы развернуть конфликт и основные типажи, меняющиеся по ходу действия и развития истории. Правильный сиквел бы пролил свет на природу подземных монстров, частично объясняя их существование. Хороший сиквел не стал бы нелепо воскрешать давно подохших персонажей, лишь бы передать привет первой части, а следовал бы логичности повествования и рассказывал бы об интересном проведении спасательной операции. Но, к глубокому сожалению, в фильме ничего правильного и хорошего нет. Если первая часть была уникальная женским составом, то сиквел машет серой сборной солянкой. Если в оригинальном «Спуске» каждый персонаж уникален и интересен, то в продолжении характеры не имеют даже шанса развернуться на фоне абсурдности действий. И если первый фильм давил клаустрофобией и напряжением в самые опасные моменты, заставляя переживать за героев, то сиквел получился тем, во что обратил Роб Зомби «Хэллоуин 2» — скучный трэш для домашнего видео, с неплохими сценами насилия, но совершенно никудышным сюжетом.
Однако в отличие от «Хэллоуина 2» здесь всё ещё хуже. Количество убийств, если брать только людей, не вышло эффектным, и ни одно из них, пожалуй, не может напугать. Мерзостей стало побольше, но в отсутствии атмосферы такие сцены не выглядят шокирующими и смотрится все сухо, безэмоционально, бестолково. Да, конечно что-то здесь может особенно запомниться, как например крыса, размозжение головы и длительно отрубаемая рука, и пусть выглядит это вполне качественно, лучше уж для любителей подобных сцен посмотреть очередную «Пилу», где действие имеет смысл, в сюжет вложена не одна идея, а сюжет по большей части выложен интересно и всегда радует своими неожиданными поворотами. «Спуск 2» же трудно назвать даже фильмом ужасов, это какая-то довольно жалкая пародия, выглядящая как снятое дилетантами любительское кино.
В чем искать причину столь провальной и убогой работы? В неумении сценаристов сообща творить целостный сюжет? В бездарности режиссера, не способного правильно воплощать написанное или добиваться актерской игры? В самой нелепости идеи делать продолжение там, где все уже закончено и самодостаточно? Ответить сложно, но видимо во всем этом, плюс ко всему в неумении актеров проявлять черты игры на экране при подаче своих образов-персонажей, в самом подборе кастинга, из-за которого ты, зевая, глядишь на кучку серых мышек, ну и конечно поругать стоит продюсеров, что дают деньги не понятно на что, и позволяют появляться таким вот уродливым выкидышам.
Пытаясь высидеть у экрана весь хронометраж, неволей пытаешься зацепиться хоть за какие-то положительные стороны. И здесь действительно по-прежнему хорош грим и можно повторить слова про качественные кровавые эффекты. Однако оба этих плюса есть и у шикарной первой части, где помимо них еще целый калейдоскоп достоинств, а так же у других отличных ужастиков. Так зачем цепляться за одиноко стоящие тоненькие плюсы никудышного по сути фильма, чтобы оправдать самих себя, решивших это смотреть, и сам фильм в собственных глазах.
Остается лишь признать, что все это приключение в темноте не более чем неудачный би-мувик, в котором старались только художники, спасая как-то визуальный ряд невнятного бредового сценария. А так же остается всерьёз надеяться, что больше режиссерских работ Джона Харриса мы не увидим, так же как и «Спуска 3». Потому что после такого фильма страшно не от качественной страшилки, а страшно за сам жанр, где стоит появиться одной выразительной работе, как тут же рождается куча уродливых еле дышащих клонов-близнецов, намеренных нажиться на славе и тонущих в море собственных отбросов, разлагаясь на глазах. Неудачное и не нужное продолжение, не заслуживающее зрительского внимания. Забыть как сон в припадке бреда и признать, что есть лишь один «Спуск» — первый! И ничего кроме.
3 ИЗ 10
Оригинал