Фильм шведского режиссера Яна Труэля «Незабываемые моменты»/Maria Larssons eviga ögonblick, 2008, снят на основе реальной истории простой женщины из бедной семьи, ставшей фотографом. Повествование ведется от лица ее старшей дочери Майи, дальней родственницы жены режиссера, воспоминания которой и легли в основу сюжета фильма. Дело происходит в начале 20 века.
Когда-то девушка Мария (Мария Хайсканен) выиграла в лотерею фотоаппарат, ее жених Зигфрид (Микаэл Персбрандт) сказал, что фотоаппарат принадлежит ему, поскольку именно он купил лотерейный билет, но Мария категорически отказалась отдавать ему фотоаппарат, сказав, что если он хочет заполучить его, ему нужно будет жениться на ней, что он и сделал. Прошло несколько лет, про фотоаппаратвсе давно забыли, в семье уже четверо детей, муж перебивается случайными заработками, жена занимается воспитанием детей и домашним хозяйством. При этом он еще и любит злоупотребить спиртным и склонен к насилию, не прочь также приударить за женщинами.
Однажды Мария случайно натыкается на фотоаппарат в своих вещах, она отправляется в студию Себастьяна Педерсена (Еспер Кристенсен), чтобы узнать, сколько стоит фотоаппарат, чтобы продать его. Педерсену чем-то симпатична эта женщина, он фотографирует ее и предлагает прийти на следующий день, чтобы она посмотрела, что может аппарат. Она приходит, результат ее удивил и восхитил, тогда Педерсен дает ее запасные фотопластинки и реактивы для проявления, а также оставляет фотоаппарат ей, говоря, что в залог. И тут начинается ее увлечение, которое поначалу совершенно обоснованно она скрывает от мужа. Дальше происходит много разных событий, начинается ПМВ, мужа даже призывают в армию, они очень бедствуют, Мария всеми силами пытается заработать на пропитание, но ее увлечение нет-нет да и дает себя знать. Всё складывается далеко не благополучно, муж возвращается из армии,временами опять впадает в пьянство и разгул, правда, принуждая жену к сексу, и вот у них уже семеро детей, он дает волю также и рукам, в результате чего как-то раз все-таки оказывается в тюрьме после того, как чуть не зарезал жену. Дети надеются, что уж теперь-то она уйдет от мужа, однако она и на этот раз этого не делает. После тюрьмы, правда, он вроде образумится и дела у него пойдут на лад, семья, наконец, перестанет нуждаться, Мария продолжает потихоньку заниматься фотографией, но после всех житейских передряг жить ей предстоит недолго. После смерти матери через некоторое время Майя найдет в фотоаппарате непроявленную пластинку, это будет фотография матери, ее автопортрет, который она сделала незадолго до смерти. И дочь так никогда и не перестанет удивляться, почему же мать все-таки не ушла от отца, может быть это была любовь?
Фильм мне понравился, я вообще люблю скандинавские фильмы, снят он очень хорошо, правда, некоторым он может показаться несколько затянутым, причем Труэль так подобрал актеров, что финку Марию у него играет финская актриса Хайсканен, датчанина Педерсена играет датчанин Кристенсен, шведа Зигфрида играет швед Персбрандт, в значительной степени из-за него я и стала смотреть этот фильм, он хороший актер, что он еще раз доказал этим своим очень противоречивым образом. Так что рекомендовать не буду, решайте сами.