Получасовой неигровой фильм Артавазда Пелешяна «Времена года» стал своеобразным документальным символом советских 70-х, когда жизнь прочно входила в эпоху тотального застоя. Во времена, когда лучшим творением режиссёров-документалистов считался киножурнал «Фитиль», картина «Времена года» стала настоящей жемчужиной советского документального кинематографа. Являясь подлинным гением, в своей ленте «Времена года» Артавазд Пелешян с помощью чрезвычайно мощных образов сумел рассказать о родной стране и создал яркую и эмоциональную картину жизни в живописных горах Армении.
Монументальный фильм Артавазда Пелешяна «Мы» (1969) посвящен судьбе армянского народа. Его работа – это шедевр мирового киноискусства. Тонко показана дальше
Монументальный фильм Артавазда Пелешяна «Мы» (1969) посвящен судьбе армянского народа. Его работа – это шедевр мирового киноискусства. Тонко показана сущность нации, столкнувшейся с невообразимой трагедией, забравшей жизни миллионов людей. Переступив через все тяготы, сплочённые идеей люди нашли в себе силы, справились с болью и вернули национальное самосознание. Народу удалось сделать даже больше - укрепить народный дух и воспитать собственный характер. Фильм «Мы» — это философское киноэссе, собранное из поэтических образов разного времени: крупные планы рук рабочих, потоки народных масс, глаза, лица, горы, встречи, похороны, архивные кадры. Это кинопроизведение в целом взывает к человеку, напоминая о самом главном – о стремлении к свободе. закрыть
С роденовского "Мыслителя" начинается день, в котором образы, перетекая из одного в другой, создают общее силовое поле мощности и красоты жизни, Земли дальше
С роденовского "Мыслителя" начинается день, в котором образы, перетекая из одного в другой, создают общее силовое поле мощности и красоты жизни, Земли и человека на ней. Меняющиеся кадры рисуют обширную картину мира, что живёт и любит, работает и созидает, радуется жизни и помнит о своих потерях. Ассоциации, цепляясь одна за другую, а потом – за следующую, изменяют чувства. Они делают обычный большой город, снятый в ходе рабочего дня, особой частицей мироздания…
Документальный фильм «Земля людей (1966)» - учебная работа режиссёра Артавазда Пелешяна, которого критики и коллеги называют гением, создающим стихи вместо документалистики. закрыть
На протяжении многих недель скрытая камера фиксировала лица посетителей Эрмитажа, рассматривающих “Мадонну Литту” Леонардо да Винчи, снимая людей в минуты дальше
На протяжении многих недель скрытая камера фиксировала лица посетителей Эрмитажа, рассматривающих “Мадонну Литту” Леонардо да Винчи, снимая людей в минуты душевного подъема, внутренней сосредоточенности. Из запечатленной ею череды разных человеческих характеров, возрастов, темпераментов вырастал рассказ о встрече человека с прекрасным, о великой преображающей силе искусства. В сочетании с комментариями экскурсоводов в фильме возник эффект одновременно и комедийный, и возвышенный. Комедийный - от столкновения истинного искусства и комментариев, часто банальных. Возвышенный от того, что на экране вдруг обнаружилась некая связь между прекрасным лицом на картине и лицами зрителей. закрыть
Картина «Земля» – заключительная часть трилогии А. Довженко. Режиссёр показал коммунистическую молодежь. События происходят в типичном селе перед началом дальше
Картина «Земля» – заключительная часть трилогии А. Довженко. Режиссёр показал коммунистическую молодежь. События происходят в типичном селе перед началом коллективизации.
В 30-х годах в стране действовала сталинская пропаганда. Массово раскулачивали зажиточных людей, что привело к многочисленным восстаниям. Многие привыкли к тому, что хозяйство ведётся индивидуально, поэтому предпринимали всё возможное, чтобы препятствовать коллективизации. Никто в этой битве уступать не собирался, поэтому Довженко решил сгладить ситуацию – продемонстрировать случай, когда новый порядок мирно сменяет старый.
Коллективизация
С приходом коллективизации произошел разлом, поэтому того времени, которое было до неё, больше не будет. Это словно уход из жизни старика, который в начале картины лежит под яблоней и просит напоследок самый сочный плод. Вместе с ним яблоки едят и малыши – олицетворение будущего.
Молодые люди проводят в селе агитацию среди населения, чтобы земляки вступали в колхозы. Райком обещал снабдить их необходимой техникой, и первым приходит трактор. Тракторист Василий берётся в поле за работу и вместе с колхозными наделами распахивает межу, которая отделяет частный надел от коллективного.
Расправа
Василий погибает от рук кулака за то, что трактором вспахал его землю. Односельчане знают, кто убийца, но ничего не могут сделать. Отец погибшего парня не принимает священника, который приходит помочь. Рядом – только друзья, которые несут Василия на руках…
В кадре и за ним
• Довженко считал содержание ленты важнее, чем форму. Именно он был первым режиссёром, который показал новые способы передачи информации на экране. В современном кинематографе их активно используют его коллеги.
• Довженко придумал приём «сталкивания кадров». Так, в немом фильме показана сцена, когда кулак стреляет в Василия. Камера «переносится» в поле, где кони резко вскидывают головы. Зритель воспринимает этот порыв как выстрел. Ещё одна сцена – ржаное поле, которое колышется от ветра. Её вставляют во многие фильмы, иногда даже не меняя. закрыть