Весьма любопытный фильм совместного производства Германии и Венгрии - «Мрачное воскресенье»/Gloomy Sunday – Ein Lied von Liebe und Tod, 1999, режиссер Рольф Шюбель. Необычна история создания фильма. Когда-то в 1933 году венгерским композитором и пианистом Р.Серешем была написана песня, которую он назвал «Мрачное воскресенье», эта песня
дальше
Весьма любопытный фильм совместного производства Германии и Венгрии - «Мрачное воскресенье»/Gloomy Sunday – Ein Lied von Liebe und Tod, 1999, режиссер Рольф Шюбель. Необычна история создания фильма. Когда-то в 1933 году венгерским композитором и пианистом Р.Серешем была написана песня, которую он назвал «Мрачное воскресенье», эта песня обрела широкую популярность, в т.ч. за пределами Венгрии, но в то же время городские легенды связывали ее с большим количеством самоубийств, поэтому ее прозвали «венгерской песней о самоубийствах». Насколько легенда соответствовала действительности, проверить было невозможно, однако через много лет после ее написания сам автор песни тоже покончил с собой.
Много лет спустя писатель Ник Баркоу в соавторстве с Рольфом Шюбелем написали роман, в котором изложили придуманную ими самими историю создания этой песни, а затем Рольф Шюбель снял и этот фильм.
Действие происходит в Будапеште в конце тридцатых годов. Еврей Ласло Сабо (Йоахим Круль)держит небольшой ресторанчик, в котором работает красавица-официантка Илона (Эрика Марожан), в которую он влюблен, их в течение нескольких лет связывают близкие отношения, но замуж за него она выходить не спешит. В один прекрасный день они нанимают в ресторан пианиста Андраша (Стефано Дионизи), который как раз и напишет эту песню, но, естественно, не устоит и перед красотой Илоны и тоже влюбится в нее, она, будучи не в состоянии выбрать кого-то одного из них, делит любовь с обоими, с чем они смиряются, как говорит Ласло, лучше обладать частью Илоны, чем вовсе отказаться от нее. После написания песни, которая становится всё более и более популярной, Андраш, наконец, начинает на авторских отчислениях зарабатывать какие-то деньги, всё благодаря Ласло, который, обладая коммерческой жилкой, сумел всё надлежащим образом оформить. Однажды в ресторан заходит молодой немец Ганс (Бен Беккер), он тоже покорен — не только песней, но и Илоной и чуть ли не сходу делает ей предложение, на которое она отвечает отказом, она разрешает себя сфотографировать и через какое-то время Ганс присылает ей фотографию, которая тоже сыграет свою роковую роль во всей этой истории. Время бежит, начинается ВМВ и тут опять появляется Ганс, приходящий в ресторан съесть свой любимый говяжий рулет, послушать всё ту же песню и полюбоваться Илоной. Ввиду того, что Ласло еврей, он надеется на защиту Ганса, поскольку в свое время спас его, когда тот попытался утопиться. Ганс, хотя и является штурмбанфюрером СС, ведет свою личную бизнес-деятельность, спасая за крупные суммы (причем не в рейхс-марках и не в венгерской валюте, а только в долларах, беря также ценные украшения) евреев от отправки в концлагерь и давая им разрешение на выезд. Будучи отъявленной сволочью, Ганс, конечно, не выполняет своего обещания, хотя после войны его провозглашают спасителем евреев и всячески превозносят за это. Но и его настигнет расплата, хотя и в очень пожилом возрасте. Детали рассказывать не буду.
Фильм оказался весьма неплохо снятым, посмотрела даже с интересом, несмотря на весьма нестандартную любовную историю.