Основная задача комедии, заключается в том, чтобы смешить. В этом фильме есть всё, что нужно, чтобы быть смешным — череда забавных и нелепых ситуаций (как, например, с подменой чемодана), есть довольно милые второстепенные персонажи (Клоди Жансак — само очарование), есть любовная линия и счастливый финал… но при этом фильм не смешной. Более того, я даже могу назвать его скучным. И не только потому, что большая часть его шуток устарела и ныне смотрится затасканным баяном.
Главная причина, по которой фильм мне не понравился (не то чтобы совсем, а так, на 6 из 10), это персонажи. С самого начала нам представляют двух главных героев, на противоборстве которых и строится сюжет. Один нечистый на руку богач, в исполнении великолепного Луи де Фюнеса, другой молодой парень, желающий женится на его дочери. Фильм указывает зрителю, что сопереживать-то надо молодому — он ведь делает всё ради благой цели, ради любви, а нехороший богатей ставит ему палки в колёса. Но глядя на то, как герой добивается своих целей, чувствуешь отвращение к нему, а не симпатию. Он всеми способами шантажирует богача, добиваясь своего, травит его, обманывает его дочь и подталкивает её к обману, прикрываясь своей любовью как щитом. Это героя можно было бы показать более положительным, если бы он сразу начал с правды — хочу женится на вашей дочке, ибо любим друг друга — но нет, он начинает своё пребывание на экране с выбивания денег и угроз уйти к конкурентам вместе с секретами фирмы. Этот персонаж просто противен, ему желаешь отнюдь не успехов, и когда он добивается своего в конце, это приносит разочарование.
Действия этого молодца можно было бы понять, если бы его антагонист-богач был насквозь коррумпированным злодеем, использующим рабский труд маленьких негритят на своих фабриках и подкупающий правительство, чтобы чиновники этого не замечали. Но опять же нет. Герой Фюнеса это маленький смешной старикан. Да, он где-то там был нечист на руку, увиливал от налогов, но он очень милый. И в сложившейся ситуации его просто жаль. Понять его и сопереживать ему куда легче — с чего он должен отдавать свою дочь первому встречному, почему он должен поднимать в два раза зарплату какому-то нахалу (та у него и так выросла в два раза за два года, что на фоне нынешних кризисов уже не мало). Однако фильм выставляет его как нелепого злодея, и это огорчает, ведь как персонаж он симпатичнее своего противника.
Фильм может быть интересен как классика французского кино, может заинтересовать любителей старых комедий или поклонников Фюнеса. Но его уже нельзя воспринимать в отрыве от множества современных фильмов, на фоне которых он кажется устаревшим и несмешным.
Оригинал