В описании этого фильма говорится, что его по структуре можно сравнить с русскими народными сказками про Иванушку-дурачка, который пытается чего-то достичь и тратит на это три попытки. Вот только…
Не могу сказать, что фильм плохой. Он из тех, о которых говорят — «ни о чём». Он не вызывает интереса или раздражения, сопереживания к героям или отвращения к ним. Он просто никакой. И действительно ни о чём.
Сюжет с неким подобием структуры в нём конечно же есть — парень хочет найти работу. Пытается тут, пытается там и *спойлер* находит. Вот только смотреть на это совершенно не интересно — всё равно что смотреть в окно ранним утром, когда там никого нет и ничего не происходит. Событий в нём крайне мало — и, наверное, лучше было бы уместить их в короткометражку. Иногда в сюжете мелькают забавные ситуации или персонажи — как «дятлы дорог», к примеру, или парочка человек-пестик и человек-ведро. Но они разбавлены огромным количеством пустых бесцельных событий и поступков. Сюжетных поворотов в фильме нет, особо трудных препятствий на пути героя тоже. Да и героя там как такового нет.
Главный герой выглядит бесполезной пустышкой — человек без цели и без талантов, не очень-то и желающий найти работу или что-то ещё, не умеющий связно говорить и весь такой правдивый и честный (что демонстрирует аж одна сцена). Его можно легко заменить на взрослого мужика, старика, бомжа или школьника — сюжет фильма от этого не изменится. Герой совершенно на него не влияет — он просто плывёт как дохлая рыба по течению.
Защитники фильма, если таковые найдутся, могут воскликнуть — этот фильм снят ради атмосферы, а не сюжета, персонажей, сатиры и рассказывания хорошей увлекательной истории. И в этом утверждении есть доля правды. Порой в фильме мелькает что-то атмосферное — толпа бабок, едущих на работу, колоритные второстепенные персонажи, запоминающиеся кадры. Однако это опять же разрозненные образы.
У фильма нет истории, которая бы связала вместе образы, сатиру, атмосферные сцены, которая бы захватила зрителя, заставила бы его проникнуться. И это печально, потому что кино — это не атмосферные образы и глубокие мысли о судьбе Россиюшки, а история. История, которая рассказывается через эти образы, и которая может содержать эти мысли. Без истории фильм — бессмысленный набор кадров. И в «Свободном плавании» история является самым слабым местом.
3 из 10
Оригинал