Клод Отан-Лара «Через Париж»/La Traversée de Paris, 1956. Действие происходит в Париже во время ВМВ. Бывший водитель такси, а ныне безработный Марсель Мартен (Бурвиль), зарабатывает на жизнь тем, что доставляет контрабандную свинину от одного торговца другому, обычно ему в этом помогал напарник, поскольку разделанную тушу свиньи в четырех чемоданах одному доставить не под силу. Но однажды его напарника арестовали, а мясо нести нужно. И Мартен принимает странное на первый взгляд решение взять в напарники совершенно неожиданно появившегося в бистро незнакомого мужика. Потом он с ним познакомится, выяснит, что его зовут Гранжиль (Жан Габен), вместе они отправятся к Жамбье (Луи де Фюнес), после некоторых эксцессов, в результате которых Гранжиль заставит жадного Жамбье заплатить ему значительно больше того, чем тот собирался. Ведет себя Гранжиль свободно, местами даже агрессивно, явно развлекаясь происходящим. Вот так они и отправятся с этими чемоданами через Париж, рискуя быть пойманными патрулями — как своими, так и немецкими. По дороге выяснится, что Гранжиль — популярный и вполне хорошо обеспеченный художник, он даже возвращает Мартену деньги, выбитые им у Жамбье, но в итоге их все-таки арестовывают, причем по глупости самого Мартена и того, кому они это мясо несли, — если бы Мартен не орал, а тот быстренько открыл им дверь, всё бы обошлось. Их отвели в немецкую комендатуру, расположенную в шикарном отеле, а там выяснилось, что немецкий майор, всем там заправляющий, знает Гранжиля как художника, Гранжиль не бросает Мартена, выдавая его за своего помощника и секретаря, и уже всё как бы шло к освобождению, но тут прибывает курьер, оповещающий майора, что где-то там убит немецкий полковник, всех арестованных французов сажают в грузовик, который увозит их в неизвестном направлении, скорее всего в тюрьму, но Гранжиля все-таки в последний момент отпускают. Мы уже могли подумать, что Мартена расстреляли, ан нет, в конце Гранжиль и Мартен случайно после войны встречаются на вокзале, Гранжиль куда-то уезжает, Мартен работает носильщиком и всё так же носит чужие чемоданы.
Фильм весьма неплохой, но думаю, что рассчитан он скорее не на международную, а на французскую аудиторию, которой он, надо сказать, был принят не очень восторженно. У них часто период оккупации в кино принято было показывать как героическую борьбу Сопротивления, а тут какие-то подпольные торговцы мясом, какая-то контрабанда во время отсутствия продуктов. Поначалу Марсель Эме - автор рассказа, по которому был поставлен фильм, был категорически против утверждения Бурвиля на главную роль, но потом вынужден был признать, что был неправ, Бурвиль прекрасно с ней справился. Про Габена и говорить не приходится, он всегда хорош.