Чтобы избавиться от рэкетиров, ожидающих у выхода из гостиницы, валютная проститутка ловко устраивает спектакль с переодеванием и весьма удачно находит провожатого…
Лирическая мелодрама режиссёра Андрея Смирнова «Осень» создана по его литературному сценарию «Рябина – ягода нежная». От других советских фильмов, созданных дальше
Лирическая мелодрама режиссёра Андрея Смирнова «Осень» создана по его литературному сценарию «Рябина – ягода нежная». От других советских фильмов, созданных в семидесятых годах, его отличает камерность, отсутствие производственных и партийных проблем. Кинолента «Осень» стала первым фильмом, в котором сыграл Александр Фатюшин.
По сюжету картины, более десяти лет назад отношения у совсем молодых ещё Ильи (Леонид Кулагин) с Сашей (Наталья Рудная) не сложились. Прошли годы, он женат на нелюбимой женщине, а она только что пережила развод. Их неожиданная новая встреча может стать началом другой, совершенно по иному организованной жизни, но пока они просто решили провести несколько дней вместе, на лоне почти нетронутой цивилизацией природы и вдали от всех. Сняв комнату у молодых супругов Эдуарда (Александр Фатюшин) с Дусей (Наталья Гундарева) в карельской глубинке, они выдают себя за мужа и жену.
Они не слишком часто задумываются о том, что могло бы быть, если бы не случилось того расставания в юности, после стольких лет детской дружбы – зачем! Никто не виноват в том, что жизнь сложилась так, а не иначе. Теперь, после долгой разлуки, многих разочарований и потерь, они научились ценить то, что есть «здесь и сейчас». Их воспоминания полны тихой нежности и благодарности друг к другу. Первая полудетская любовь всегда имеет огромное значение для будущего, особенно когда она возвращается.
Размытые черты
Ни Саша, ни Илья не представляют себе, как сложится их судьба в дальнейшем. Есть неудержимое желание не расставаться никогда, но опыт, полученный каждым из них в прошлом, предостерегает их не совершать поспешных шагов. Понимая, что решиться на что-то всё же придётся, Илья однажды звонит домой жене, но сказать ей, что полюбил другую, не может. Саша просто и без осуждения просит его остаться с ней, но надежды в этой просьбе нет. Время идёт, и неделя, которую они выкроили для себя, чтобы сбежать из неприветливого и дождливо-ветреного в это время года Ленинграда, подходит к концу…
Осень с её суровостью и мягкостью, частыми дождями и последней яркой щедростью природы – подходящее время для раздумий, подведения итогов и решений, которые предстоит сделать этой паре, уставшей от душевного одиночества. Они выясняют отношения или молчат, любят друг друга или замыкаются в себе на фоне осеннего увядания русского севера, мастерски отображённого создателями фильма в качестве важного художественного образа. закрыть
Полнометражный фильм «Машенька (1942)», снятый Юлием Райзманом, рассказывает о прекрасной и искренней любви девушки Марии и Алексея. Главные роли исполняли дальше
Полнометражный фильм «Машенька (1942)», снятый Юлием Райзманом, рассказывает о прекрасной и искренней любви девушки Марии и Алексея. Главные роли исполняли Валентина Караваева и Михаил Кузнецов, они смогли вжиться в роль.
Герои обожали друг друга, но Леша был легкомысленным парнем, не сумел сохранить свои чувства. Они расстались, но судьба снова свела их уже на фронте войны. Именно в тот момент парень понял, что такое настоящая любовь и сокровенные чувства. Однако война разлучила их снова, и ничего нельзя было поделать с их чувствами. закрыть
Герой фильма «Не болит голова у дятла» школьник Сева Мухин (Александр Жезляев) по прозвищу Муха учится в седьмом классе и мечтает играть в настоящем джазовом дальше
Герой фильма «Не болит голова у дятла» школьник Сева Мухин (Александр Жезляев) по прозвищу Муха учится в седьмом классе и мечтает играть в настоящем джазовом ансамбле. У него есть старший брат-баскетболист – гордость и краса городка. А сам Сева маленького роста и не может похвастаться большими успехами.
Кроме того, злобный сосед всё время грозится сдать его инструменты в металлолом. А ещё Сева влюблён в красавицу Иру Фёдорову (Елена Цыплакова), а ей нравится какой-то другой умный мальчик, который в курсе, где у кузнечика расположено ухо. И всё же Сева, как упорный дятел, добивается создания своей музыкальной группы, ведь дятлы не знают, что такое головная боль… закрыть
Молодой абитуриент Александр Тихомиров (Евгений Карельских) – выпускник, которому ещё в школе все прочили будущее выдающегося математика, неудачно сдаёт дальше
Молодой абитуриент Александр Тихомиров (Евгений Карельских) – выпускник, которому ещё в школе все прочили будущее выдающегося математика, неудачно сдаёт свой первый экзамен в институт – сочинение. Директор его школы (Юрий Визбор) лично обращается к своему приятелю – ректору института (Михаил Волков) с просьбой обратить внимание на блестящие способности Алика к математике, и это оказывает решающее действие, но Алик не хочет пользоваться такими поблажками. Его девушка (Ольга Науменко) выходит замуж за инженера из другого города…
Старая драма Ричарда Викторова «Переступи порог» сохранила для потомков определённый этап жизни советского общества, наивного юношеского максимализма и нравственной чистоты молодёжи тех времён. закрыть
Первый советский фильм об эмиграции зритель увидел лишь после перестройки. Сданный режиссером Глебом Панфиловым в 1979 году, он пролежал «на полке» до дальше
Первый советский фильм об эмиграции зритель увидел лишь после перестройки. Сданный режиссером Глебом Панфиловым в 1979 году, он пролежал «на полке» до 1986 года. Задуманная как разоблачение эмигрантов-диссидентов, лента по сценарию Александра Червинского произвела обратный эффект. Что же так насторожило цензуру?
В поисках вдохновения
Обласканный властью писатель Ким Есенин (Михаил Ульянов) ищет для новой пьесы историческую тему. В компании любовницы (Наталья Селезнёва) и друга (Евгений Весник) он приезжает на своей «Волге» в Суздаль, где знакомится с Марией Александровной (Евгения Нечаева) – старой учительницей с традиционными представлениями о морали, совести и чести. Так она воспитала и своих учеников, привив им правильные понятия о добре и зле. Одна из ее воспитанниц – сотрудница местного музея Саша (Инна Чурикова), расположения которой ищет драматург, поскольку ему нужен материал для будущей пьесы. Но принципиальный искусствовед лишь усугубляет творческий кризис обслуживающего систему писателя, беспощадно критикуя его бездарные произведения.
В переживаниях о своей ангажированности Ким Есенин неожиданно становится свидетелем прощания бескомпромиссного музейного экскурсовода с её любимым мужчиной – «Бородатым» (Станислав Любшин). Он тоже, оказывается, писатель, а еще – исследователь-ученый. Но его внутренний кризис нельзя решить новой книгой. Разочарование жизнью «Бородатый» собирается решить отъездом за океан. «Что тебе делать в этой Америке?!» – искренне отговаривает друга от поворотного шага «правильный» советский человек Саша. Но героиня Инны Чуриковой оказывается бессильной повлиять на решение возлюбленного об эмиграции.
Есенин ночью срывается в Москву, но по пути меняет планы и разворачивает машину. На скользкой трассе он разбивается и из последних сил ковыляет к телефонному автомату. Но звонит не в скорую помощь, а Саше. Набрав номер той, которая его может спасти, он падает без чувств.
Финал под вопросом
Запутавшийся герой драмы «Тема» изначально должен был умереть в конце фильма. Но режиссер многократно переделывал сюжет, пытаясь угодить цензуре. «Пораженческие настроения» обрекали картину на трудную судьбу, и Глеб Панфилов изменил финальную сцену, предложив зрителю самому додумать, как сложилась жизнь драматурга Есенина. В последних кадрах его подбирает в свой мотоцикл милиционер Синицын (Сергей Никоненко).
Тем не менее, фильм в прокат выпущен не был, поскольку в нем разглядели неоднозначность акцентов. Убедительной критики эмигрантов не получилось, вместо этого на первом плане оказался другой социальный синдром.
Несмотря на старания руководства Госкино «пробить» прокат, протолкнуть спорную картину на экраны не удавалось до 1986 года . Да и после премьеры в Доме кино лента получила противоположные оценки. Евгений Евтушенко и Юрий Нагибин сказали, что не знают таких писателей, как герой фильма «Тема». И лучшей работой Берлиннале 1987 года картина была признана с боем. «Золотой медведь» 37-го Берлинского международного кинофестиваля достался советскому фильму в жарких спорах. закрыть