От заката до рассвета Главный герой фильма Алим вместе с отцом везёт тело старшего брата, убитого на войне, домой в Крым, чтобы похоронить его согласно мусульманской традиции.
Фильм собран из очень многих компонентов, которые для меня являются особенностями хорошего кино. Это прекрасная режиссура (для меня это значит, что в фильме нет лишних эпизодов), гуманистическая тематика (которая здесь выражена в уважении к умершему, стремлении достойно похоронить его) и, важнее всего, - тема покаяния, внутренней работы над собой. Алим меняется от начала к концу фильма. Студент факультета журналистики, довольный тем, что неплохо успевает в изучении украинского языка, в ходе поездки он благодаря отцу Мустафе углубляется в свою семейную традицию, выраженную в традиционном патриархально-мусульманском восприятии мира. Для Алима, таким образом, название фильма имеет двойной смысл - это дорога в родной Крым и дорога к себе через приобщение к традиции отцов.
Эта дорога для Алима была бы невозможной без уважения к Отцу. Авторитет отца настолько велик, что создаёт в картине целое мировоззренческое поле, через которое трактуются все события и происшествия, случающиеся на дороге. Мустафа весьма религиозен, поэтому для него статус отца - это ответственность перед Аллахом. И эта ответственность такова, что для Мустафы не имеют значения никакие внешние преграды - ни государства, ни границы, ни мир, ни война. С помощью Мустафы и его следования традиции фильм приобретает своё универсальное звучание - эта история могла бы произойти в любой точке мира.
Исполнитель роли Мустафы, Ахтем Сейтаблаев, метко обозначает социальный контекст показанной истории:
«Патриархальный способ жизни - это единственный путь для самозащиты в условиях, когда тебе необходимо выжить». Вдумаемся в эти слова. Путь домой проходит по опасной, подчас враждебной территории - ради соблюдения традиции Мустафе приходится нарушать какие-то законы. Мустафа прямо обвиняет жену старшего сына Назима в его гибели. Место вне семьи для Мустафы - это место смерти. Поэтому он так стремится вернуть Алима домой. Так дорога домой приобретает признаки бегства, видится как попытка замкнуться в мире близких тебе людей. Подобный ракурс не был бы возможен в благополучном месте или хотя бы месте, наполненном надеждой на благоприятные изменения. Алим уже учится смотреть на мир глазами отца, и поэтому ничто внешнее не дарит ему надежду: в лучшем случае просто отвлекает, как Маша, зовущая купаться на реку, в худшем – нападает и крадёт деньги.
Дорога домой как бегство из чужого места, забравшего твоего сына или брата, постепенно погружает Алима и Мустафу не столько в самих себя, сколько в их родное пространство – удалённую от городов и дорог крымскую степь. Пока руководит Мустафа, зрителю неоднократно демонстрируются сцены заката. В финальной сцене, после тяжёлой ночи, руководство принимает на себя Алим. И в этот момент наступает восход солнца. Поначалу мне казалось, что фильму недостаёт надежды, тем более что погребальный текст, читаемый Алимом (
«Никто, отведавший напиток смерти, уже никогда не проснётся»), – это вовсе не
«Ты еси воскресение и живот, и покой…» Но сцена рассвета, видимо, и есть той самой надеждой, рождающей в Алиме другого человека, то самое патриархальное начало, которое поможет ему выжить далее. Любопытно было бы в конце картины увидеть Алима где-то через год после событий. В итоге перед нами большая редкость для современного кино - весьма консервативная и патриархальная история, облечённая в прекрасную визуальную оболочку.
6 из 10
Оригинал