СМ
|
|
IPonelis
2021-02-05
|
|
|
|
Киты, юность и Америка по соседству
Этот фильм был показан в Венеции и на Кинотавре, получил ряд премий и похвал, все его ждали и у нас. Кажется, это такая приятная история о новом ... дальше
Киты, юность и Америка по соседству Этот фильм был показан в Венеции и на Кинотавре, получил ряд премий и похвал, все его ждали и у нас. Кажется, это такая приятная история о новом российском режиссёре, чей успешный дебют даёт надежду нашему кино на полноценное развитие, да и фамилия Учитель в титрах явно неспроста. Однако создание картины о влюблённом парне с Чукотки заняло ни много ни мало 10 лет. И эта особенность режет глаза. Хотя фильм оказался всё-таки вне времени и какой-либо конкретной культуры.
Кое-где вы увидите название «Китобой», хотя изначально — с и без учёта локализации — фильм назван именно «KITOBOY». И эта игра со словами отвлекает нас от первоначального значения: китобой забивает китов. А вот KITOBOY выглядит как ник в интернете, как если бы это был просто мальчик (boy), который любит китов и едва ли с ними сильно связан. Слово 2 в 1. И ник, и род деятельности. Вот и фильм так же: он не столько о китах, сколько о boy, который да, конечно, выходит в море охотиться на китов, но в первую очередь представляет собой именно созревающего мальчика, который подвержен максимализму, витанию в облаках и внезапной головокружительной влюблённости.
Чукотка, Лёшка занимается убоем китов — не один, естественно, он — в команде других китобоев. Случайно посреди его юной жизни, как гром среди ясного неба, он встречает на экране ноутбука вебкам-модель, в одном белье сидящую по ту сторону интернета. Девушка томно смотрит в камеру, молчит, на вопросы не отвечает. Как немая фея… С этого момента Лёшка теряет покой — и не может его найти, пока не совершает ряд довольно сумасбродных поступков — и всё же приходит к решению. Такому освобождающему и умиротворяющему, что немного даже завидуешь парню.
Этот фильм — определенно интересный культурный (межкультурный) и кино- опыт. Он словно скачок не только на другой край континента, но и в абсолютно другой мир. Настолько же прекрасный, насколько и невозможный для любопытных жителей Русской равнины (это я сейчас про географию, а не про самосознание). Потому что от Чукотки до Аляски — меньше ста километров. Потому что Чукотка — это край света во многих смыслах. Это непостижимый регион в плане культуры, традиций, да даже просто в плане питания. Вы можете представить себе поедание кита круглый год? Никто не может, а вот они так живут. Поймали — забили — едят. Невероятно! Так же невероятно, как сосуществование парафиновых свечек в момент отключения электричества и изучения английского языка ради общения с той самой вебкам-моделью. Так же невероятно, как готовность вполне себе живого отца умереть, скажем, завтра посреди тундры. Как катание на байке посреди гор и озёр по абсолютному бездорожью навстречу неизвестным поворотам — дороги и судьбы.
И всё это приправлено вспышками неонового света, бодрым синтипопом и философским юмором.
Самое интересное, что и режиссёр Филипп Юрьев шёл долгое время по бездорожью. 10 лет на съёмки фильма — это много, учитывая, что «Китобой» — не блокбастер. Филипп, к тому же, сам писал сценарий — и понимал, что найти поддержку и спонсирование будет непросто (подробнее — в интервью режиссёра сайту Movie Start). Никто не верил, что можно снять такой фильм — мол, дорого это, и сложно, и никто не возьмётся. Но вот прошло десять лет с написания первых страниц, а фильм уже побывал на нескольких кинофестивалях. Международных. Просто Юрьев не стал сдаваться — и дописал историю. А других сценариев и не создавал, что довольно удивительно для юных целеустремлённых звёзд нашего кино. Сменилось много продюсеров, а идея осталась на месте — за исключением финала: взамен мрачного конца Филипп выбрал довольно светлый исход, более правильный для истории. И это приятно, потому что в процессе фильма, прикипая душой к Лёшке и проходя вместе с ним такой непростой и невероятный путь, полный приключений, хочешь вздохнуть — вот так же, как этот уже знакомый мальчишка, — и оказаться на своём месте.
Фильм красив невероятно. Он показывает то, что мы никогда не видели. Что никто никогда не видел. Но всё-таки мы узнаём эту историю: полцарства за любовь, плевать на всё, не оглядываться — идти вперёд навстречу молчаливой мечте. Через туман и языковые барьеры, через мифические холмы и беспредельные пустые поля, мимо разбойников, пограничников и китов. Чтобы повзрослеть, конечно же.
Источник
|
Для участия в обсужденияx и лайка/дизлайка отзывов необходима авторизация
Войти
|
5
|
|
Marie Ekodzi
2021-01-18
|
|
26-31
|
|
И так бывает
Я сомневалась и долго откладывала просмотр фильма, так как боялась того, что историю про окраину снял столичный режиссер. К сожалению, в нашем современном кинематографе ... дальше
И так бывает Я сомневалась и долго откладывала просмотр фильма, так как боялась того, что историю про окраину снял столичный режиссер. К сожалению, в нашем современном кинематографе сложился устойчивый образ глухомани, где по представлению живет недалёкое по уму население. И я делала ставку на то, что Юрьев пойдёт по этому же принципу. Но, к счастью, ошибалась. По порядку.
Говоря об этом фильме, прежде всего нужно обратить внимание на локацию. Отрезанный от мира поселок, где каждый друг друга знает, из развлечений для молодежи: турники, дискотека и скатывание шин с горы. И если приезд проститутки - событие, то что уж говорить про появление Интернета? Я так заостряю внимание именно на локации и укладе жизни жителей для того, чтобы было проще понимать мотивацию главного героя.
Лёшка - подросток, для которого быт был простым и понятным. Жизнь с дедом, дружба, помощь взрослым в промысле. Всё было обыденно и скучно. И тут в его жизни появляется девушка, блондинка с голубыми глазами. Такой он не встречал в своем поселке. История сама акцентирует на этом. Неудивительно, что эта девушка-Кармен, мечта, так его увлекла. 'Открытость' героини ввела его в заблуждение, и он посчитал, что девушка уже его. Значит Лёшка вправе ревновать, контролировать. Его одержимость ею стала переходить всякие разумные границы, что и является главным двигателем сюжета. Удивительно, но даже суррогат в виде проститутки не охладил его пыл. На самом деле подростковая любовь может соседствовать с максимализмом, поэтому ни главный герой, ни его влюбленность не вызвала у меня никаких вопросов.
Хочется сказать пару слов и об образе Асмус, и на сколько чужеродной выглядит героиня в жизни китобоев. Яркая, откровенная, сексуальная - такой образ совершенно не вяжется с холодным и однообразным пейзажем фильма. И это добавляет еще контраста в саму историю: реальный парень — виртуальная девушка, будничная жизнь — яркая мечта.
Хочу отметить, что ко всем героям фильма испытывала симпатию, они очень напоминали моих односельчан. И тот язык, на котором разговаривали мальчишки заставил меня улыбнуться. Особенно слово 'мотик'.
Ну, а по поводу концовки... Могу лишь сказать так, если вам понравится главный герой, то, все для него закончится хорошо, а если нет — его настигнут последствия принятых решений. И вот, что я скажу: главный герой мне понравился. Как и весь фильм в целом.
Источник
|
Для участия в обсужденияx и лайка/дизлайка отзывов необходима авторизация
Войти
|
СМ
|
|
Павел Данилов
2021-01-05
|
|
26-31
|
|
На Чукотке будущее - Россия
Америка, Детройт. Где-то там за Беринговым проливом кипит жизнь, роскошные блондинки раздеваются на камеру. А в России жители Чукотки ютятся в холодных, ... дальше
На Чукотке будущее - Россия Америка, Детройт. Где-то там за Беринговым проливом кипит жизнь, роскошные блондинки раздеваются на камеру. А в России жители Чукотки ютятся в холодных, совершенно неуютных бараках, где практически каждый день отключается электричество. Но сегодня там есть интернет, а, значит, появилась возможность изучать мир. И что может заинтересовать подростка в интернете? Конечно, веб-кам. Красивые девушки раздеваются, заигрывают с тобой, готовы исполнять желания. Как тут не влюбиться в образ на экране, когда гормоны буквально взрывают мозг?
«Китобой» – мрачная картина в серых тонах свинцового чукотского неба. Люди отрезаны от цивилизации и изо дня в день занимаются одним и тем же: охотятся на китов. Некоторые пытаются сбежать на Аляску за лучшей жизнью, но возвращаются в черном мешке. Иногда можно привезти проститутку или организовать рок-концерт. Икру можно черпать столовыми ложками из трехлитровой банки, а природа здесь, хотя и не похожа на «исконно русское», например, Поволжье, но и без того сказочно красивая, просторная и живая. «Китобой», кажется, как и многие другие картины о России можно упрекнуть в том, что режиссер снова выставил перед зрителем зеркало. Но в зеркале не классическая чернуха безнадежности и русской хтони, а самобытно ироничная и местами карикатурная жизнь той части России, до которой мало кто из нас когда-нибудь доберется. Да, быт людей замкнут и ограничен небольшой территорией на краю света. Но и в чукотском сером небе бывают безоблачные дни. Здесь совершенно точно есть место романтике, любви и настоящей дружбе. А отключение электричества не заставляет открывать бутылку водки и ударяться в пьяный угар от безделья. Но как не думать об Америке с ее небоскребами и красивыми картинками в интернете? К тому же с Чукотки плыть меньше девяноста километров по воде. Будущее в «Китобое» – это не планы на жизнь, цели или мечты. Будущее здесь воспринимается буквально. Есть восток, Америка – там прошлое, есть запад, Россия – там будущее. И где бы ты не находился, будущее всегда на западе, и смотрим мы неизбежно в будущее. И Лешка Китобой как бы не пытался дотянуться до Америки, жизнь неизбежно течет лишь в одном направлении. А тут всё своё, родное: поселок, друзья, соседи и слепой дед, который вот-вот помрет, но всё как-то откладывает на завтра.
Источник
|
Для участия в обсужденияx и лайка/дизлайка отзывов необходима авторизация
Войти
|
4
|
|
Egor R
2020-12-11
|
|
25-30
|
|
Америку и Россию, две столь культурно разные страны, отделяет лишь Берингов пролив. Всего восемьдесят километров и из Чукотского АО можно попасть на Аляску. На Чукотке живет наивный ... дальше
Америку и Россию, две столь культурно разные страны, отделяет лишь Берингов пролив. Всего восемьдесят километров и из Чукотского АО можно попасть на Аляску. На Чукотке живет наивный юноша, совсем как в анекдотах, Лешка – подросток в деревне, где обитают лишь суровые мужчины-китобои. Природа красива и вместе с тем бесплодна, настолько негостеприимна, что больше напоминает место, где жизнь заканчивается, чем то, где рождается. Лешка не только не смиряется с таким положением вещей, но и пытается наслаждаться окружением. Молодой человек мечтает о романтической любви, ради которой он готов и море переплыть, и целую страну пешком пройти. Любовь Алексея вполне персонифицирована – это красотка из вебкам-сексчата.
Тяжело определить «Китобоя» к какому-либо жанру: здесь всего понемногу. Смешался проклятый сталкинг и столь привлекательный для молодых людей романтизм. Затронули даже социо-культурные темы, понятные только россиянам: герой смотрит не столько на девушку, сколько на Америку в целом, которая столь притягательна и столь реальна, даже если в формате фильма она показана лишь в формате такой же неприветливой пустоши и мира по ту сторону экрана монитора.
«Китобой» содержит в себе столько несочетающихся друг с другом вещей, что можно лишь поразиться, насколько при этом органично они выглядят в кадре. В фильме задействованы непрофессиональные актеры, поэтому, можно сказать, они живут теми жизнями, что олицетворяют на экране. Сцены убийства китов? Чистая, жестокая документалистика. Всё в совокупности с элементами мистики и шаманизма. Те или иные художественные эффекты лишь усиливаются приемами: съемки фильма в формате 4:3 и даже эпизоды в стиле позднего Дэвида Линча, на что ещё может навести присутствие Джули Круз в саундтреке.
При всем при этом «Китобой» является очень дискомфортным фильмом, хотя бы на уровне бессознательного. Вряд ли это сделано намеренно, потому что наиболее чужеродными, как ни парадоксально, в этом случае выглядят именно признаки цивилизации. Словно не место им на Чукотке. Оттого сюжет про Лешку, пытающегося достучаться до женщины из другого мира – зазеркалья, ещё сильнее отражается наивом и сюром, стирая грань между магическим реализмом и действительностью. Притча о бытовых чудесах вроде линии перемены дат становится откровением и позволяет взглянуть на многие вещи по-новому.
Филипп Юрьев придает этой обыденной, на первый взгляд, «фестивально» истории взросления черты сказочного путешествия. Вообще, несмотря на элементы комедии, драмы, социального фильма и даже триллера, «Китобой» больше всего напоминает этакую сюрреалистическую сказку для взрослых, наполненную адскими существами (вроде необыкновенных китов – создание, которого если бы не существовало, тяжело было бы вообразить), а также ангелами, открывающими ему ворота в мир столь же иллюзорной американской мечты. Ценность как раз заключается в трансформации универсального подросткового кризиса в особенную, нетрадиционную историю. Внутренний конфликт героя расширяется и затрагивает такие темы, как противостояние уверенности в собственных силах с неизвестным миром, прошлым и будущим (не зря герой сообщает, что будущее – в России и подобное утверждение весьма остро находит свое отражение в кульминации). Погнали, там – вчера, там – завтра...
7 из 10
Источник
|
Для участия в обсужденияx и лайка/дизлайка отзывов необходима авторизация
Войти
|
СМ
|
|
Илья Сейфуллаев
2020-12-10
|
|
|
|
Душа болит
Это документальное кино о жизни на Чукотке, в которое вплетена история про подростка, влюбившегося в вебкам-модель из штатов.
Я видел постер, слышал о наградах фильма ... дальше
Душа болит Это документальное кино о жизни на Чукотке, в которое вплетена история про подростка, влюбившегося в вебкам-модель из штатов.
Я видел постер, слышал о наградах фильма в Венеции и на Кинотавре, но совсем упустил синопсис о любовной линии с Кристиной Асмус. Сцена с ней открывает картину. Удивительно, как только ее уговорили на эту роль?
Через экран американской модели мы попадаем на окраину родного материка. Киношная история главного героя рассказывается вперемешку с документальным описанием быта чукотских жителей. Круто, что в фильм позвали сниматься местных жителей. Главные герои — непрофессиональные актеры. Они, конечно, доставили трудностей съемкам, но результат оправдал усилия команды. Полное погружение в жизнь русского севера с его холодом, тундрой и отчужденностью.
Видя на экране простую жизнь коренного населения Чукотки, становится больно за такой богатый край «нищей России». Людям стабильно отключают свет каждый день, и скрасить ужин при свечах может только пятилитровая банка красной икры — единственное их богатство. И старики свыклись со своим положением и живут размеренно, промышляя рыбной ловлей. Им не особо хочется что-то менять. А молодежь не понимает, как жить. Она не в каменном веке, есть же интернет. Молодые ребята видят, какой может быть жизнь за пределами севера. Но для них она где-то там, далеко. Это радужное завтра, где все хорошо и волшебно. Для героя фильма таким элизиумом становится Америка. Сладостные мечты оборачиваются крахом. И герой проникается любовью к родине, к месту, где он вырос.
Здесь хочется добавить слова Варламова о том, что виноделы из Аргентины жаловались ему на слишком идеальные условия на виноградниках, мол, «лоза не страдает, и вино получается не таким интересным, как в Старом свете». Он написал, что хочется возвращаться и в Читу, и Воркуту, и в Мурманск. Любить через боль и искать красоту в уродстве. Страдать, как лоза. Своим постом Варламов вторит мыслям Достоевского о том, что русскому человеку надобно пострадать.
Душа болит. Как часто вы слышите от знакомых, что «здесь ничего не добиться», «из рашки надо валить»? Я думаю, что свое светлое завтра надо делать здесь и сегодня. Вместе. Мы достойны лучшего.
Я и до фильма хотел побывать на самом краю нашей необъятной империи, но теперь еще больше хочется доехать до Анадыря. Чувствовать на себе порывы северного ветра и слышать бушующее море, рыбачить и охотиться с местными, слушать истории при свечах и понимать, что все твои столичные проблемы ни о чем в сравнении с их заботами...
Источник
|
Для участия в обсужденияx и лайка/дизлайка отзывов необходима авторизация
Войти
|