Первые послереволюционные годы. Голод. Разруха. Сотни никому не нужных беспризорников. Советская власть создаёт детские колонии-дома, куда зачастую насильно дальше
Первые послереволюционные годы. Голод. Разруха. Сотни никому не нужных беспризорников. Советская власть создаёт детские колонии-дома, куда зачастую насильно приводят маленьких неграмотных бродяг. Педагог Антон Семенович Макаренко готов отдать все свои знания и опыт воспитанию и обучению детей-сирот. Однако, он прекрасно понимает, что это не просто дети, это - трудные подростки, которые слишком рано познали горе и вкусили нелёгкой жизни. К этим маленьким сорванцам нужен особый подход.
Чтобы отгореть их сердца и завоевать доверие и уважение, Макаренко готов на самые смелые поступки. Результат незамедлительно сказывается. Почувствовав силу и искренность своего учителя, бывшие беспризорники готовы вместе с ним строить новое будущее. закрыть
Фильм Марка Донского «Детство Горького» повествует о детстве знаменитого русского писателя. После того, как умирает отец Алеши, мальчик вместе со своей дальше
Фильм Марка Донского «Детство Горького» повествует о детстве знаменитого русского писателя. После того, как умирает отец Алеши, мальчик вместе со своей матерью отправляется в дом деда. Дядья холодно встречают сестру и племянника, они намерены жить отдельно и требуют, чтобы Василий Васильевич отдал их долю семейной собственности.
С возрастом дела у деда шли все хуже и хуже, он пытался жить на средства, вырученные от продажи нажитого имущества, но нужда заставила его просить милостыню. Будучи подростком, Алексей, как мог, помогал родным, отдавая свои заработанные копейки. Жаждущий перемен подросток был вынужден распрощаться с родными местами… закрыть
Действие фильма «Александр Попов» происходит в то время, когда связь между людьми, находящимися на значительном расстоянии друг от друга, была невозможной. дальше
Действие фильма «Александр Попов» происходит в то время, когда связь между людьми, находящимися на значительном расстоянии друг от друга, была невозможной. Не существовало ни радио, ни тем более телевидения: их время ещё не пришло.
В начале киноленты на экране – небольшой город, погружённый во тьму. Вдруг загораются огни – это первое освещение в городе. Этому событию предшествовали годы труда.
Судьба изобретателя
Уроженец Пермской губернии, будущий учёный Попов родился в многодетной семье. Ему на роду было написано стать священником, поскольку многие родственники пошли по духовной линии. Сам Попов окончил духовное училище в Екатеринбурге и даже поступил в духовную семинарию в Перми. Но увлечение наукой привело его на физико-математический факультет университета в Санкт-Петербурге. Чтобы иметь возможность учиться, будущий учёный подрабатывал простым электриком.
Возможности и новые способы применения электрического тока постоянно интересовали изобретателя. В поисках хорошо оборудованной лаборатории он работал преподавателем физики и даже заведующим электростанцией.
Опыты Герца подтолкнули Попова на создание грозоотметчика – прообраза телеграфа. Длительная и упорная работа, личные неудачи не останавливали Александра. Он изобрёл судовую радиостанцию. Фильм рассказывает о наиболее драматичном моменте, когда от работы радиостанции зависела жизнь людей, терпящих бедствие. Первая радиостанция Попова с успехом справилась со своей задачей.
Передача радиосигнала без провода стала реальностью. Радиотелеграф стал неотъемлемой частью нашей жизни благодаря Попову. Люди получили возможность передавать сообщения друг другу.
Успех картины
Фильм «Александр Попов» был выпущен в 1949 году на студии «Ленфильм». Картина через два года получила Сталинскую премию ІІ степени. Были награждены режиссёры Г. Раппапорт, операторы Е. Шапиро и А. Назаров, исполнитель главной роли Николай Черкасов. Отмечены премией актёры К. Скоробогатов, А. Борисов и Бруно Фрейндлих.
Проект снят на основе фактов биографии выдающегося физика, изобретателя радио А.С. Попова. Заняты выдающиеся актёры того времени – Александр Борисов, Ефим Копелян, Юрий Толубеев, Виталий Полицеймако, Осип Абдулов и другие. закрыть
Фильм «Зоя», созданный в 1944-м году, когда до великой Победы оставались считанные месяцы, посвящён первой женщине, ставшей Героем Советского Союза – дальше
Фильм «Зоя», созданный в 1944-м году, когда до великой Победы оставались считанные месяцы, посвящён первой женщине, ставшей Героем Советского Союза – Зое Анатольевне Космодемьянской. Зоя, которой было всего восемнадцать лет, погибла в деревне Петрищево – её казнили немцы. Подвиг этой девушки, партизанки-диверсанта, был не столько в том, что она выполняла приказ командования, согласно которому под ногами у гитлеровцев должна была гореть земля, а том, как она перенесла пытки и как вела себя перед казнью.
Расправа над девушкой-комсомолкой, не пожелавшей назвать своё имя, была публичной – фашисты согнали к виселице многих жителей Петрищева. Кто-то из палачей решил сфотографировать юную мученицу, и Зоя, воспользовавшись оставшимися ей минутами, впервые заговорила. «Моя смерть – моё достижение, – звонко раздалось в морозном ноябрьском воздухе, – за меня отомстят!» Это стало сбывшимся пророчеством: когда Подмосковье было освобождено, о смерти неизвестной партизанки написал фронтовой корреспондент П. Лидов, узнавший о случившемся со слов очевидцев, а когда личность девушки была установлена, советские солдаты всех родов войск били врага, посылая снаряды с надписью «За Зою!». Подвиг этой русской девчонки, вчерашней школьницы, всколыхнул весь народ, и в этом она отчасти похожа на Жанну Д’Арк.
Вымысел и правда
Киноленту «Зоя» режиссёр Л. Арнштам снял по собственному сценарию. Он показал зрителям военной поры свою Зою – такую, какой он себе её представлял. Дружелюбной, отважной, читающей на уроке для педагога и одноклассников стихи Кондратия Рылеева об Иване Сусанине. Всё это делалось для того, чтобы показать истоки той силы, которая не позволила хрупкой девушке сдаться, сломаться под пытками врага, потерять мужество, изменить своим принципам. У экранной Зои нет брата, который в реальности существовал – в фильме она единственный ребёнок в семье, зато есть друг, которого Космодемьянская провожает на фронт. При этом с абсолютной точностью (сохранились свидетельства очевидцев) показана последняя, самая страшная ночь в Зоиной жизни – поджигая дом, в котором квартировали гитлеровцы, она попадает в плен. Почти до рассвета, выбивая из партизанки показания о своих, гитлеровцы мучили её, жгли лицо керосиновой лампой, под конвоем, почти раздетую, водили по морозной улице деревни. Девушка не просила о пощаде, она была уверена, что умирает не зря – за одну её гибель родные солдаты сживут со света тысячи врагов.
Как это было
Сцену казни Зои снимали, как вспоминала сыгравшая её Галина Водяницкая, не в самом Петрищево, а в похожей деревне – спустя три года после случившегося очевидцам трагедии было бы немыслимо пережить этот ужас ещё раз. Образ, созданный Галиной, был настолько похож на настоящую Зою, что мама погибшей девушки, Любовь Тимофеевна, воспринимала актрису, как свою дочь. Говорили, что она даже хотела официально удочерить Галю, но та отказалась – её родная мама не приняла бы этого.
Известно, что в кинематографе советских времён позднее подвигу Зои Космодемьянской был посвящён эпизод эпической киноленты «Битва за Москву» – московскую партизанку сыграла Ирина Шмелёва. закрыть