Военная драма «Звезда», снятая Александром Ивановым по одноимённой повести Эммануила Казакевича в 1949 году, почти сразу после войны, стала ремейком для дальше
Военная драма «Звезда», снятая Александром Ивановым по одноимённой повести Эммануила Казакевича в 1949 году, почти сразу после войны, стала ремейком для более позднего фильма (2002). Кинозрители не увидели этот фильм после его завершения. Он был пропущен к показу лишь в 1953 году, когда решение запретившей его к показу цензуры стали неактуальными и несущественными. Причиной оказалось то, что в верхах посчитали показ гибели целой разведгруппы в послевоенные годы вредным для сознания граждан и патриотической политики государства в целом.
Товарищество
Молодой лейтенант Травкин (Анатолий Вербицкий) получил задание выяснить сведения о готовящемся контрударе немецких войск и уходит в тыл врага с возглавляемой им группой разведчиков. Лейтенант прекрасно знает своих подчинённых: им приходилось не раз делать подобные вылазки, добывать «языков», вступать в перестрелки с противником и участвовать в боях. У него и его боевых товарищей есть не только общие успешно проведённые операции и выработанная привычка понимать друг друга с полуслова: они сроднились и живут единым духом фронтового братства. Сражаясь с врагом бок о бок, получая горький опыт неудач и потерь, они познали друг друга, как самих себя.
Путь маленького отряда по территории, оккупированной противником, опасен и полон неожиданностей: за каждым деревом, под каждым кустом можно нарваться на засаду и провалить всю операцию, а она должна закончиться конкретным результатом – получением разведданных о сосредоточении, передислокации и боеготовности фашистов. От её успешного завершения зависит судьба целой армии, жизни многих людей. Разведчики бесшумно и незаметно, как бесплотные тени, отмечая своим вниманием все особенности окружающей их обстановки, продвигаются вперёд.
В последнем огне
Группа имеет позывные «Звезда», и юная радистка Катя Симакова (Ирина Радченко), которую с Травкиным связывает первое чувство, не смыкая глаз, дожидается их выхода в эфир. Но донесение о состоянии военных сил противника отправлено командованию с одним из разведчиков: группа столкнулась с вражеским отрядом и вступила в бой…
Народный артист СССР Николай Крючков, сыгравший в этом фильме сержанта Мамочкина, любил вспоминать, что Сталину не понравилось, как его герой перед тем, как взорвать себя и врагов гранатой, вместо традиционного «За Сталина!» сказал «Вот так вот!». Это стало дополнительной причиной запрета фильма. закрыть
Кинолента А. Столпера «Повесть о настоящем человеке» создана на основе произведения Б. Полевого спустя четыре весны после победного мая 1945-го года. дальше
Кинолента А. Столпера «Повесть о настоящем человеке» создана на основе произведения Б. Полевого спустя четыре весны после победного мая 1945-го года. Обе повести, литературная и кинематографическая, основаны на реальной биографии Алексея Петрович Маресьева, советского аса, в фамилии которого Полевой заменил всего лишь одну букву, представив его как Мересьева. Под этой фамилией известен и главный герой картины.
Подвиг
В апреле 1942 года Алексей тяжело ранен и сбит. Он сумел посадить самолёт на захваченной гитлеровцами территории и 18 суток, с повреждёнными ногами, ползком добирался по лесу к своим. На раннего лётчика наткнулись жители деревни Плав, этим добрым людям удалось сообщить о нём в воинскую часть. В мае за полуживым Мересьевым прилетел его товарищ, и вскоре Алексея доставили в московский госпиталь.
Чтобы спасти погибавшего от гангрены героя, хирурги были вынуждены провести операцию по ампутации обеих ног. Казалось, смысл жизни потерян: безногому уже никогда не подняться в небо! Но в одной палате с Алексеем оказался настоящий человек и друг, полковой комиссар, который сумел найти нужные слова и убедил Мересьева не сдаваться. Воля, упорство, бесконечные тренировки сделали своё: лётчик научился ходить на протезах, прошёл курс лечения и добился разрешения сесть за штурвал.
В строю
Борис Полевой трогательно и лирично рассказал о том, что вдохновляло фронтовика на его нелёгком пути. Друзья, любимая девушка, к которой он хотел вернуться с победой, были крыльями и опорой. Преодолев всё, он научился словом и делом вести за собой. Зная о том, что совершил этот простой волжский парень, не падали духом и его боевые товарищи. На счету А.П. Мересьева, Героя Советского Союза, – 68 боевых вылетов и одиннадцать сбитых вражеских самолётов, семь из которых он сбросил с небес уже после ампутации.
За кадром
Кинофильм «Повесть о настоящем человеке», где ведущую роль сыграл Павел Кадочников, принёс Алексею Маресьеву всенародную известность. После войны лётчик продолжал держать себя в отличной форме, занимаясь доступными ему видами спорта, стал кандидатом исторических наук, общественным деятелем, издал книгу «На Курской дуге».
Жизнь Алексея Петровича, почётного гражданина нескольких городов, оборвалась за два дня до его 85-летия. Торжественное собрание, на котором ждали юбиляра Маресьева, началось с минуты молчания… закрыть
Идет Великая Отечественная Война. В захваченном фашистами одном из портов Украины гремят взрывы: взрываются подводные лодки и корабли с продовольствием. дальше
Идет Великая Отечественная Война. В захваченном фашистами одном из портов Украины гремят взрывы: взрываются подводные лодки и корабли с продовольствием. Диверсантов вычислить никак не удается. Чтобы разобраться с происшествиями, в порт пребывает адмирал Рейнгарт (Владимир Емельянов).
Фильм «Их знали только в лицо» снят по повести «Час испытаний» Эдуарда Ростовцева. И книга, и картина, основаны на реальных событиях. Фильм стал одним из лидеров проката СССР в 1967 года – его посмотрело 44 миллиона зрителей. В качестве военного консультанта на площадку был приглашен герой Советского Союза, адмирал флота Николай Смирнов. Съемки фильма проходили в Одессе, где здание областной филармонии на время стало фашистским гестапо. закрыть
Героическая киноповесть по мотивам одноименной повести Г.Бакланова. Хроники жаркого лета 1944-го. Юный лейтенант и бывалый комбат держат оборону на крохотном плацдарме.
Героическая киноповесть по мотивам одноименной повести Г.Бакланова. Хроники жаркого лета 1944-го. Юный лейтенант и бывалый комбат держат оборону на крохотном плацдарме. закрыть
Драма «Солдаты» создавалась с болью неостывшей памяти спустя десять лет после окончания Великой Отечественной войны. Режиссёр А. Иванов снял её по мотивам дальше
Драма «Солдаты» создавалась с болью неостывшей памяти спустя десять лет после окончания Великой Отечественной войны. Режиссёр А. Иванов снял её по мотивам повести «В окопах Сталинграда», написанной В. Некрасовым. И в книге, и на экране воссозданы события одного из тяжелейших периодов войны – то, что произошло в июле 1942-го года.
Красная армия отступает. Позади остаются украинские деревни, впереди – рубежи на подступах к Сталинграду. Этот город на Волге – ключевой объект обороны советских войск. Отпор врагу дадут сформированные здесь новые части.
Среди тех, кто отступает, центральные персонажи картины «Солдаты»: лейтенант Керженцев (Всеволод Сафонов), разведчик Седых (Владислав Ковальков) и связной Валега (Юрий Соловьёв), те, кому предстоит встать здесь, на окраине мирного пока ещё города, на защиту отечества.
У Керженцева есть приказ заменить погибшего командира батальона. В нем насчитывается тридцать шесть бойцов вместо 400. Выполняя нелепый приказ штабиста, половина уйдет в сырую землю…
До боя и после
Керженцев, человек сдержанный и неразговорчивый, до войны мечтал стать инженером и даже получил диплом о высшем образовании, но 22 июня 1941-го года всё оборвалось. Теперь лейтенант смотрит на всё с точки зрения военного дела: мог бы использовать Луну для победы, сомневаться бы не стал. Мамаев курган, о котором тогда мало кто ведал, для Керженцева – удачная боевая позиция, на которой он расставляет пулемёты. Но вскоре его ранят, и оказавшись в госпитале, молодой офицер вспомнит и том, что на свете есть не только битва за правое дело, но и любовь.
Книга и фильм
• Кинолента «Солдаты» вышла в свет через десять лет после некрасовской повести и первоисточник напоминает очень условно. Исчезли все упоминания о боях на территории Украины, сдаче города Харькова, имя Сталина: цензура и соображения политкорректности требовали выставлять в выгодном свете его преемника Хрущёва.
• В экранной версии нет многих главных героев литературного произведения – в частности, Игоря, зато появилась лирическая линия – роман Керженцева и военного врача Люси.
• Книга намного глубже передаёт настроения и мысли персонажей, фильм подчинён заказу «сверху» – развенчание культа личности и упрощённая подача материала, в том числе – психологического.
• За свои старания и мастерство А. Иванов в 1958-м году получил третью премию за режиссуру на Московском кинофестивале. закрыть