Жанр хоррор-антологии — фрукт специфический. За короткий промежуток времени авторам каждой короткометражки нужно напугать зрителя, нагнать атмосферы, удивить новыми концепциями и находками. Причём первое для зрителя-фаната ужастиков с давно атрофированным чувством киношного страха познать не дано. А всего прочего авторам сих произведений добиться в рамках столь ограниченных условий удаётся редко, тут нужна недюжиная мастеровитость. Потому не являюсь большим любителем поджанра антологий ужасов и субъективно априори отношу их в низшую категорию. Однако в силу отсмотра ужастиков килотоннами, всё же знаком с нехватающей звёзд с неба серией V/H/S, чья 4-я часть внезапно смогла удивить.
Перед нами 4 новеллы, в духе серии перемежаемые промежуточным сюжетом, где кто-то отсматривает коллекцию ужасных записей с жутким содержанием.
Holy Hell (Промежуточный сюжет)
В этот раз рамочное повествование представлено оперативной съёмкой отряда спецназа, проводящего рейд на заброшенном складе, где обнаруживается множество трупов, традиционный запас ужасного видео и различная чертовщина.
Как и во всех предыдущих частях — очень плохо, обрывочно, неинтересно. Без этих огрызков недосюжета было бы точно лучше. Но без фирменной фишки серии, видимо, уже никуда.
Storm Drain
Журналистка новостного канала вместе со своим оператором пытаются отснять сюжет о загадочном человеке-крысе, предположительно обитающем в городской канализации.
Неожиданно данной простой короткометражке удаётся почти сразу погрузить тебя в плотную атмосферу и заставить пристально всматриваться в кадры канализационного мрака в ожидании чего-то зловещего. Очевидно, дело в режиссуре, операторской работе и различных едва подмечаемых мелочах. Авторам удаётся грамотно играть на этом нерве почти до самой концовки, где они наваливают немножко фарса и трэша. Как по мне, лучше было бы выдержать заданный тон, но в итоге — неплохо.
The Empty Wake
Вторая короткометражка рассказывает о работнице похоронного бюро, вынужденной провести ночь на едине с гробом погибшего в жуткой аварии человека.
Предельно избитая концепция (вдохновлённая советским Вием, что интересно) и минимальная событийность — вроде бы все входные данные для слабой новеллы. Но данный эпизод берёт ровно тем же, что и предыдущий, только, пожалуй, ещё в большей степени. Грамотная режиссура и операторская работа со всеми этими переключениями между ручной съёмкой и несколькими планами стационарных камер добавляют реалистичности и заставляют вжиться в шкуру героини, оставшейся глубокой ночью наедине с трупом, барахлящим светом и доносящимися снаружи звуками грозы. Уютная неуютность, за которую лично я и люблю многие представители жанра. Концовка столь же избита, навевает воспоминания не только о ряде фильмов, но и пригоршне игр. Но трудно воспринимать за минус то, что хорошо работает. В итоге небольшая, цельная, атмосферная новелла, вполне украшающая фильм.
The Subject
Третий эпизод рассказывает о безумном учёном, ставящем опыты по воссоединению человеческого тела с роботизированными механизмами.
Бриллиант данной подборки. Концепция хоть и интересная, но тоже не сказать чтобы вызывающая чувство новизны. Однако в схожих короткометражках обычно делается упор на драматизм, философию, провоцирование экзистенциального страха у зрителя. Тут от этого есть только грубые мазки, а повествование мигом переходит в трэш-экшен (что ожидаемо от автора Safe Haven из второй части). И это делает эпизод на порядок самобытнее. Благодаря немалому числу массовки создаётся иллюзия масштабности происходящего, и что удивительно, авторам удалось буквально за пару диалогов прописать характеры пары-тройки персонажей, проходящих через весь сюжет. Также очков масштабности добавляет грамотная работа с окружением и использование его вертикальности. Потрудились и дизайнеры, создатели реквизита и прочие ответственные за визуальный вид причудливых порождений безумного гения. В общем, кульминация данного фильма и лучшая из новелл.
Terror
Последняя история повествует о группе американских реднеков-экстремистов (актуалочка в виде антиреспубликанской пропаганды?), планирующих использовать для наведения своего порядка в стране не только мощь стволов, но и силы совсем другого оружия, имеющего потустороннее происхождение.
Самобытный сюжет с рядом отличных концепций. Первая половина новеллы интригует и смотрится с нехилым интересом. Однако должного выхлопа в концовке получить не удаётся. Всё сводится к банальщине, дешёвой постановке и ещё более дешёвому реквизиту/гриму (сравнить хотя бы со второй новеллой — небо и земля). И крепкой режиссуры или операторской работы, способной это вытащить атмосферой и какими-то изысками, как это было в первых двух новеллах, тут не хватило. Это момент максимальной близости по уровню исполнения к первой части. Но из-за общей концепции назвать эпизод прям плохим всё же не получается.
Общее впечатление
Пора перестать избегать слона в посудной лавке и затронуть тему картинки. Благодаря избранной тематике девяностых наконец-то в полной мере оправдано название серии. Фильм выглядит как подуставшая VHS запись, а не дешёвенькая цифровая камера, что сразу добавляет пригоршню лишних очков к атмосфере. Причём достигалась такая приятная ретро-картинка не только путём пост-обработки цифровой записи, но и различными манипуляциями с аналоговым оборудованием.
Что же имеем по сравнению с предыдущими частями? Тут я рискую затронуть чьи-то чувства, ведь фанатов данной серии, как ни странно, хватает. Но как по мне, первая часть — дешёвые абсолютно во всех отношениях короткометражки на уровне любительских студенческих поделок. Безыдейность, однокнопочная постановка, смехотворного качества декорации и грим. Концепция мокьюментари здесь не является оправданием, как и заигрывание с эксплотейшн тематикой. Как говорится, трэш и мусор — не одно и то же. Хорошо, что 4-ю часть делали в том числе авторы самой удачной (из прошлых) второй части. Уже в ней вышеперечисленное перемежалось чем-то более занятным и качественным. Но низкопробщины всё же хватало. Третья часть же взяла от второй масштаб и уровень замаха (даже бюджета как-будто бы прибавили), но вернулась к бестолковости и любительскому уровню исполнения первой.
И вот 4-я часть сделала качественный скачок по всем фронтам и является уже точно представителем кино совсем из другой лиги. Той, где обитают уже вполне крепкие авторские ужастики. Ну если закрыть глаза на клоунаду со спецназом… И довольно понятно, как это было достигнуто. В отличие от предыдущих частей, в этот раз всё снималось относительно последовательно и съёмочные команды в значительной степени пересекались. Благодаря этому сборник и обладает некой цельностью и «крепкосбитостью», выдержан достойный минимальный уровень постановки.
Но эффект априорного восприятия последующих частей хуже, чем предыдущих, не даёт описанному выше качественному различию проявиться в оценках на агрегаторах, где 4-я часть получает довольно средние для серии баллы. Поэтому на них ориентироваться при выборе картины на просмотр не стоит.
В итоге — крепкий альманах, который смело можно смотреть тем, у кого не заладилось с предыдущими частями. А идиотский промежуточный огрызок сюжета… можно и перемотать.
Оригинал