Самое лучшее, что есть в сериале - это его первые 4 серии.
Вернулась команда героя из рейда на Владыку демонов, отпраздновала, затем лакуна в 50 лет - все постарели, померли, оставшаяся одной эльфийка снова собирает команду и идёт в путешествие по старому маршруту. Вкупе с тем, что говорили люди, читавшие мангу, производилось впечатление, что сериал будет о ходе времени, людской близость, ностальгии и всём таком, но... очень быстро пошёл типичный сёненовский (даже не про приключенцев) шаблон.
Примечательно, что этот ход конём позволили сериалу быть популярным. Сперва он привлёк возможностью выпендриться элитарностью:
- Это, уважаемые дамы, не тупые приключения. Это, мсье, серьёзное исследование серьёзных чувств. - (Я не имею ввиду тех, кому правда понравилась идея).
А затем знакомые шаблоны (романтика между двумя персонажами, турнирная арка, мерения силами, превозмогания, джо-джовские повороты и т.д.) позволили удержать шаблонных анимэшников у экранов. А так как отдельные сцены с разговорами о прошлом всё ещё оставались, то эти ребята также могли себя причислять к "небыдлу".
Я так-то не против драк и любовной линии почти в любом сюжете, но не тогда, как они вставлены в ущерб основной идеи. Ну, в данном случае того, что я считал основной идеей. Ведь видимо "Фрирен Могильщица" посвящена просто связи людей, влиянию историй незнакомцев и личных отношений. Но, к сожалению, не изменению мира и погружению дважды в одну реку.
А ещё ведь, чем дальше, тем больше проблем с логикой, с увязкой новых сведений с тем, что говорилось ранее. Ну да, у нас тут дорожная история, а они все такие: что "Траса 60", что "Путешествие Кино" не имеют внятного мира, а персонажи просто переносятся от одной притчи к другой. Но там никто и не пытался создать общие для всех правила и экономическое пространство - а здесь автор в одном месте магию объясняет так, в другом иначе, в третьей ещё раз по-другому, а применяют её одни и те же люди (эльфы).
Короче, если вам хочется посмотреть на медленные и редкие, но, наверное, красивые бои, разбавленные разговорами о правилах мира, и таки иногда пробивающие на слезу грустными рассказами, то смело смотрите.
А если, как и я, хотите сравнения пути команды Гимеля 70 лет назад и новой команды по тем же самым местам и с похожими обстоятельствами, с показом к чему привели их решения в прошлом, то ловить тут нечего (за 25 серий показали всего одного чела, чья судьба имеет прямое отношение к Химелю).
➖➖➖➖➖➖➖➖➖➖➖➖➖
А если подобно...
Меня раздражают местные арки, посвящённые дракам.
Имею ввиду то, как тут СТРОЯТСЯ БОИ. Тогда как в обычных боевиках (приключения) драки заканчиваются быстро и строятся на тактике и силе, то у сёненовской разновидности драки строятся на понтах, а побеждает тот кто лучше базарит.
Ведь какой бой не взять:
- Фрирена против демона-волшебника,
- Фрирена против демона-шестёрки,
- Фрирена против демона-укротителя
и т.д. и т.п.
- всегда они сперва разговаривают, давая друг другу подготовиться. Прямо рыцари со всех сторон (и не смотри, что отродья зла). Это тем более тупо, что сама Фрирен говорит, что у демонов нет сознания и слова они произносят примерно как попугаи.
Впрочем, можно предположить, что она имела ввиду лишь то, что они врут как дышат, а дышат они неровно к человеческому мяску.
Предполагать тут можно многое. Поэтому, хотя первые серии некоторые люди критиковали, например, за отсутствие у Гимеля семьи за 70 лет жизни, я с ними не согласен. Те лакуны просто не важны для сюжета, а потому эту авторскую невнимательность можно закрыть самому: семья есть, пока не показано обратного.
Также идут лесом ругань на Фрирену, что она бесчувственная вела себя на похоронах друга. Расплакалась она в конце концов не из-за того, что её обматерили, а из-за того, что она наконец осознала, что больше его никогда не увидит.
Куда важнее общая ЛОГИЧНОСТЬ, НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ СЮЖЕТА
И если вначале придираться было не к чему, то вот дальше противоречия накапливались...
Всякую мелочовку в оценки персонажей и их реплик, которые противоречат логике мира и вообще психологии людей, а также географию людских поселений и перемещений демонов упоминать не буду, хотя их полно.
Возьмём основу основ этого сюжета: повелителя демонов. Оказывается, что он был уже 1000 лет назад, и его демоны шастали где хотели. Люди и эльфы как-то с ними боролись, но в целом-то сделать ничего не могли. Поэтому гном из отряда Химеля (героя), который всё поторапливал отряд на выполнение главного квеста, выглядит странно. Люди за 1000 лет, не смотря на демонов, развиваются, строят крепости, плодятся - не заметно, чтобы была нужда в спешке (и то, что Химель постояно отвлекался на второстепенные квесты, а мир не сгорел в огне войны, тому подтверждение).
Или самое явное, что было: система магии. Фрирен собирает гримуары по всему миру. Но одновременно выясняется, что заклинания можно создавать целенаправленно (так была создана защита от магических атак в 3-ей серии). Ну ладно, в библиотеках магических школ могли быть собраны не все, а знахари в деревнях могли что-то новенькое создать. Но что на счёт битвы магов? Сперва Фрирена говорила про количество маны (арка серий 7-10), а потом выясняется, что главное воображение (арка серий 18-28). Т.е. сперва главное побольше маны влить в защиту и заклинание - и тогда тот, кто слабее ничего сделать не сможет, а потом - главное суметь представить победу (сумел придумать как победить мага воды посреди океана - значит победишь). Можно представить, что уровень маны служит запугиванием врага, мол, если у него так много маны, то его не перебить. Но тогда не было бы смысла ману скрывать, а Фрирена именно это и делает.
Сама по себе магия воображения имеет право на существование. Вот только она не годится для сёненовских боевиков. С ней возможны только быстрые битвы или хотя бы быстрый обмен ударами-защитами (в самом анимэ была приведена аналогия с камень-ножницы-бумага, т.е. надо на каждый выпад быстро подбирать контрмеру, можно также вспомнить превращение волшебников в разных зверей из класических европейских легенд), но сёненовость предполагает ещё и продолжительную зрелищность и какой-то определяемый уровень сил. Тут же всё сводится к авторскому произволу. Великий маг, может вчера убить повелителя демонов в напряжённом поединке, а сегодня его может убить пьяный гопник, не узнавший героя войны (например, Саторо Годзё из "Магической битвы" не спасёт его магия бесконечности, потому что у бандита есть обычная советская...)
Есть тут, правда, и проблемы на уровне миропостроение в целом, которые авторское умолчание не решает, они тупы просто как есть:
- нелепые методы получения первого ранга (боевые испытания, в которых умирают не недостойные, а просто случайные, т.е. много хороших магов умирают на пустом месте),
- Фрирене 1000 лет, но она не понимает чувство времени людей (такое было бы разумно для "молодой" эльфы лет 200, т.к. среди своих у неё никто не старел и не умирал, а тут она погуляла впервые с людьми, "ненадолго" вернулась домой, пришла через 50 лет, а все уже покойники - оказывается, и такое может быть)
- подземелья, которые образуются не пойми как, но имеют откровенно игровое устройство (вернее зачем его было надо разрушать, если это отличный полигон, а если что, то туда можно отправить слабака с какой-нибудь волшебной гранатой)
На последок оставил вопрос, который возможно проясняется позднее (а читать мангу не собираюсь).
➖ девочка-демон, которая билась с секирщиком-пацаном (ученик гнома) не хотела его убивать, победив, она уговаривала его не вставать, т.е. выглядит так, словно не все из них бесчувственные и хитрые машины убийств. Автор несколько раз давал их мысленные монологи, а значит либо он так знатно провалился, либо специально показал, что они вовсе не "китайские комнаты", а Фрирена просто расистка.
➖ в арке про подземелье, големов представляют почти также как демонов: сознания нет, но поведение копируют. Тогда можно предположить, что демоны - это такие мясные големы, которых создал Повелитель демонов, чтобы они создавали заклинания, усиливали их, а затем несли к нему. Тогда будет объяснено, почему за 1000 лет он так и не завоевал мир, и зачем демоны дерутся (они проверяют свои боевые заклинания).