Просмотренные до сих пор фильмы Джона Кассаветиса мне всегда нравились, поэтому я с хорошими ожиданиями приступила к просмотру очередного его фильма из тех, что еще не смотрела, - «Мужья»/Husbands, 1970, и вот тут испытала некоторые затруднения при просмотре, первую половину фильма посмотрела с явным усилием, вторая пошла немного получше.
Главных героев могло бы быть четверо, как мы видим на вступительных кадрах, где нам показывают их фотографии, но увы, один из друзей скоропостижно скончался от сердечного приступа, и фильм начинается с кадров его очень многолюдных похорон. А дальше в течение нескольких дней мы наблюдаем за поведением оставшихся троих друзей, которых эти похороны, очевидно, спровоцировали на совершенно странные, на мой взгляд, поступки, они пускаются во все тяжкие. Я, конечно, понимаю, что реакции у людей на такие события могут быть разные, но мне было довольно тяжело наблюдать за тем, как ведут себя эти взрослые и вроде бы абсолютно благополучные мужчины. Возможно, это у меня такой женский взгляд на вещи, но я провела бОльшую часть жизни, работая в довольно мужском коллективе, у меня и друзья-то были часто как раз мужчины, но такого я не видела. Они бесятся и дерутся на улице, как мальчишки, пьют без остановки, устраивают в пабе какое-то песенное соревнование, где буквально измываются над одной женщиной, заставляя ее снова и снова пытаться петь песню, «так, как полагается», а не так, как она поет. Наконец, один из них — Гарри (Бен Газзара) добирается до дому, там у него возникает довольно скоротечная, но очень агрессивная стычка с женой, вплоть до драки, жена не хочет больше жить с ним, несмотря на троих детей, и тогда Гарри не придумывает ничего лучше, как уехать в Лондон. Гас (Джон Кассаветис) и Арчи (Питер Фальк) отправляются вместе с ним, причем никто из них в Лондоне до того не был. Там их фантазии хватает только на то, чтобы пойти в казино и потом, подцепив каких-то женщин, не менее странных, чем они сами, отправиться в гостиницу, их поведение с женщинами тоже выглядело весьма неоднозначно, возможно, они и не занимались раньше подобными вещами. После такой ночки Гас и Арчи все-таки решают вернуться домой, а Гарри остается в Лондоне, его дальнейшая судьба неизвестна. Они вроде беспокоятся о нем, задавая друг другу вопрос, справится ли Гарри там один, ведь они друзья, но вопрос так и остается без ответа.
Фильм снят в таком как бы импровизационном стиле Кассаветиса, «как бы», т. к. Кассаветис всегда утверждал, что на его съемочных площадках нет места импровизации, всё заранее продумано. Меня, откровенно говоря, поведение этих взрослых мужиков из приличного общества и чего-то, видимо, добившихся в жизни, поскольку живут они в собственных домах на Лонг-Айленде, в деньгах, судя по всему, недостатка не испытывают, у них семьи и дети, но ведут они себя, как полные отморозки, порой испытываешь сомнения в их умственных способностях. Или так и ведут себя люди, отпустившие тормоза, связывавшие их всю жизнь? Видимо, Кассаветис именно такими их и хотел показать, но мне герои фильма симпатии не внушили, хотя попавшим в такую ситуацию людям обычно хочется посочувствовать. И этот фильм мне понравился у Кассаветиса гораздо меньше его предыдущих фильмов. Но многим фильм нравится, зрители тоже разные.