60-е годы XIX века. Из провинции в Петербург приезжает либерально настроенный молодой чиновник Бобырев. Он надеется под покровительством своего школьного товарища Клаверова, ставшего генералом, сделать карьеру. Генерал с радостью определяет Бобырева в свою канцелярию, и уже выстраивает планы, как через красавицу Софью, жену Бобырева, будет вести успешную борьбу с противниками и влиять на сластолюбивого министра Тараканова…
Картина «Бесприданница» режиссера Якова Протазанова в наши дни известна немногим – она создана в далеком 1936 году. Кинематограф в те дни был еще довольно дальше
Картина «Бесприданница» режиссера Якова Протазанова в наши дни известна немногим – она создана в далеком 1936 году. Кинематограф в те дни был еще довольно молод, гораздо сильнее и притягательнее – как давнее и классическое искусство – заявляла о себе театральная сцена, откуда и перелилась в экранное «зазеркалье» бессмертная пьеса А.Н. Островского. Протазанова после премьеры даже упрекали в излишней театральности постановки.
Сюжет
В одном из приволжских городов, в доме овдовевшей бедной дворянки Хариты Игнатьевны Огудаловой, постоянно собирается местная знать и чиновники разных рангов. Повод для их визитов – красавица Лариса, младшая дочь Огудаловой. Очаровательная, утончённая девушка – чуткая собеседница, царица музыкальных вечеров: природа наградила её чудесным голосом. Такую девушку каждый хотел бы видеть своей женой, да вот беда – Лариса никому не может принести приданного, её семья живёт в долг, а состоятельные женихи ищут себе ровню.
И вдруг появляется тот, кто, как кажется, готов переступить через социальные условности. Это – владелец пароходства Сергей Сергеевич Паратов. Обаятельный, сильный, уверенный в себе, он кружит голову Ларисе и затмевает для неё весь остальной мир. Девушка надеется, что Паратов искренне её любит, но он внезапно исчезает из города, а вернувшись через год, скрывает от Огудаловых то, что успел обручиться. Ложь Сергея Сергеевича приводит к трагедии…
По вехам Островского
Протазанов, работая над своим фильмом, не отходил от оригинала. Единственной вольностью, которую он допустил, было «осовременивание» репертуара главной героини. Те, кто хорошо знаком с пьесой «Бесприданница», помнят, что Лариса никогда не пела романс «Нет, не любил он» – просто потому, что в годы А. Н. Островского он ещё не был написан. Яков Александрович справедливо решил, что эта композиция гораздо лучше раскроет внутренний мир Ларисы Дмитриевны, чем романс «Не искушай меня без нужды» – модный, но не относящийся лишь к одной молодой бесприданнице.
Музыкально-психологическую «эстафету» в отношении героини Островского подхватил другой выдающийся режиссёр, которого тоже увлёк этот сюжет, – Эльдар Рязанов. Его версию экранизации драмы Островского с «Бесприданницей» Протазанова связывает не только музыкальное оформление картины. Над кинолентой «Жестокий романс» Рязанова работал сын Нины Алисовой – Вадим Алисов, оператор.
Связь времён
Как известно, режиссёр Протазанов был великим мастером немого кино, рассвет которого пришёлся на десятые годы XX века. Как раз в эти годы была создана первая экранная версия «Бесприданницы», где главную роль сыграла Вера Николаевна Пашенная, актриса Малого театра. Премьера фильма, режиссёром которого стал Кай Ганзен, состоялась 16 октября 1912 года. закрыть
Картина Владимира Петрова «Юбилей» при участии Ольги Андровской и Василия Топоркова, вышедшая на экраны в 1944 году с некоторыми сюжетными изменениями, дальше
Картина Владимира Петрова «Юбилей» при участии Ольги Андровской и Василия Топоркова, вышедшая на экраны в 1944 году с некоторыми сюжетными изменениями, снята по одноимённому рассказу Антона Павловича Чехова. Близится пятнадцатилетний юбилей одного коммерческого банка, и учреждение готовится к шумным торжествам по поводу празднования годовщины. Однако приготовления внезапно влекут за собой череду совершенно неожиданных событий. В итоге у Шипучина (Виктор Станицын), занимающего должность председателя банка, начинается нервное расстройство, и празднование вынуждены отложить. закрыть
Драма народного артиста и лауреата множества отечественных и иностранных премий, прославленного советского кинорежиссёра Сергея Герасимова «Маскарад» дальше
Драма народного артиста и лауреата множества отечественных и иностранных премий, прославленного советского кинорежиссёра Сергея Герасимова «Маскарад» снята по одноимённому произведению Михаила Юрьевича Лермонтова.
Классический сюжет
Евгений Арбенин (Николай Мордвинов) разочарован в жизни и ценностях светского общества. Он многое успел повидать и совершить, причём среди его поступков бывшего ловеласа и отчаянного игрока было немало таких, которыми не принято гордиться. Теперь Арбенин одержим идеей отгородиться от суеты и грязи великосветской жизни в уютном домашнем гнёздышке, согреваемом теплом и светом его молодой жены Нины (Тамара Макарова).
Евгений – неоднозначная личность: явно сильная, презирающая условности порочной аристократической среды, но, в то же время придерживающийся большинства из них. Он высокомерен и часто ведёт себя как сноб, удерживающий бушующие в нём страсти и стремление к бунтарству в рамках приличия. А его супруга – мягкая, бесхитростная и открытая женщина, простодушно верящая в общечеловеческие идеалы и горячо преданная своему мужу.
Так случается по воле судьбы, что Нина нечаянно теряет на балу подаренный мужем браслет и это становится поводом для возведения вокруг их семьи интриги, уличающей её в измене. Пострадавший когда-то от каприза Арбенина князь Звездич (Михаил Садовский) с подачи баронессы Штраль (Софья Магарилл) раздувает это событие до небывалых размеров. Недоброжелателей у надменного Евгения немало и они прилагают все усилия, чтобы простая сплетня задела его самолюбие как можно больней.
Но не уязвлённое самолюбие и не жгучая ревность становятся главной мукой поверившего клеветникам Арбенина. Его, в первую очередь, изводят разочарование и крушение надежд на тихое семейное счастье вдали от толпы. Он не может простить себе того, что так обманулся в своих ожиданиях и не увидел в Нине человека, способного растоптать самые искренние мечты его души. Евгений настроен на то, чтобы наказать коварную обманщицу, и хочет, чтобы его месть была страшной…
Чёрно-белая жемчужина
Кинолента «Маскарад» стала значительным событием не только в культурной и кинематографической жизни современного общества. Она стала очень важным этапом в творчестве знаменитого актёра Николая Мордвинова, внесшего в трактовку образа Арбенина свои ноты. Тамара Макарова снималась в фильме своего мужа не одна: это в какой-то степени их общий по актёрской работе проект. Молодой и красивый Герасимов сыграл в нём роль Неизвестного – мстителя, посетившего Арбенина в финале трагедии, чтобы насладиться его страданиями. закрыть
Дебютная картина Самсона Самсонова «Попрыгунья» поставлена по одноименному рассказу Чехова в 1955 году. Главная героиня фильма (Людмила Целиковская) постоянно дальше
Дебютная картина Самсона Самсонова «Попрыгунья» поставлена по одноименному рассказу Чехова в 1955 году. Главная героиня фильма (Людмила Целиковская) постоянно ищет музу, выдающуюся личность, не замечая, что она находится совсем рядом - это ее муж (Сергей Бондарчук). Однако понимает она это только после его смерти.
В фильме также заняты: Владимир Дружников, Михаил Глузский, Евгений Тетерин, Анатолий Бобровский, Анатолий Алексин. закрыть