… и лети дальше звёзд! Звёзды — известный символ человеческих устремлений. Все мы о чём-то мечтаем в юности, думаем о том, чем будем заниматься, когда вырастем и станем взрослыми, а потом порой не замечаем, что достигли того, о чём мечтали…
Вот и персонаж Джины Роудендс, Милдред: она прожила свою жизнь не лучше и не хуже других: её муж умер, своему сыну она уделяла пожалуй чересчур много внимания — в отличие от дочери, так или иначе её дети выросли и покинули родительский дом… и даже соседский мальчик, родителей которого можно назвать неблагополучными и за которым она взялась было присматривать, обрёл-таки своё семейное счастье. И тут перед ней встаёт вопрос «Как жить дальше?»
Джейк Ллойд — здесь сыграл, на мой взгляд, свою лучшую роль — да простят меня фанаты «Звёздных войн» — хотя, возможно именно благодаря этой роли на него обратил своё внимание Джордж Лукас: сцену расставания друзей он сыграл просто у-хх…(отлично). С удивлением узнал, что с 2001 года у него не вышло ни одного фильма — надеюсь мы о нём ещё услышим, то есть увидим!
И ещё удивил Жерар Депардье — никак не ожидал его увидеть в роли
франкоамериканца, хотя он играет, по словам его персонажа, квебекца (Канада — частично франкоязычная страна). В клетчатой рубашке и джинсах — настоящий, блин, ковбой!
В этом фильме можно увидеть знакомые образы главных персонажей из фильма отца Ника Кассаветиса, Джона Кассаветиса, «Глория»
(между прочим, главную роль играла та же Джина Роулендс и фильм получил Золотую пальмовую ветвь Канн — хотя более известен его римейк в постановке Ридли Скотта с Шерон Стоун) и прототипов из следующего фильма Ника, «Она прекрасна» (те самые неблагополучные соседи).
Это первый фильм Ника Кассаветиса, дебют, который он поставил через 10 лет после выхода последнего фильма его отца, Джона Кассаветиса. Ник в своих фильмах продолжил и развил кинодостижения своего отца, сделал их более доступными для массового зрителя, ведь не смотря на то, что работы его отца обласканы критикой, для массового зрителя они трудны для восприятия, требуют погружения в них.
Уже в этом, первом, фильме можно увидеть то, что я называю (и люблю в фильмах Кассаветиса) «красотою кадра». Например, сцена, когда дождливой ночью в День Святого Валентина пьяный муж (Дэвид Торнтон — он потом будет играть, кажется, во всех последующих фильмах Ника Кассаветиса) возвращается домой, ругается на свою жену под окном их дома, а потом признаётся в любви, а она стоит за закрытой входной дверью и слушает его и не открывает дверь — похожая сцена пьяного свидания под дождём есть в следующем фильме Ника «Она прекрасна» — то, что в обычной жизни многие восприняли бы как непотребство, у Кассаветиса принимает очень красивую форму.
Стоит заметить, что начиная с этого фильма Ник заложил
традицию, которую продолжил в своих следующих фильмах: у него на второстепенных(!) ролях играют кинозвёзды мирового уровня. Здесь это Мариса Томей и Жерар Депардье. И это не удивительно: Ник из тех режиссёров, которых можно назвать актёрскими, он не просто даёт роль актёру — он даёт материал для игры. Особенно он силён в монологах — в этом фильме это монолог счастливой жены, которая помирилась со своим мужем (в исполнении Марисы Томей).
Так получилось, что я смотрел фильмы Ника в обратном порядке: начиная с «Альфа-дога», далее «Мой ангел-хранитель», «Дневник памяти» и т. д., последним, на момент написания этой рецензии, стал этот фильм. Последующие его фильмы будут не лучше и не хуже — он изначально выбрал в этом фильме свои творческие ориентиры — кратко их можно описать как «близкие человеческие отношения» — и в дальнейшем не отходил от них, разве что режиссура совершенствовалась.
Фильм, похоже, действительно никогда не выходил у нас в стране: его можно лишь найти в интернете с русскими субтитрами ужасного качества (было бы неплохо, если бы кто-нибудь сделал нормальные, а ещё лучше дубляж — сейчас ведь полно в интернете доморощенных кинопереводчиков).
За отличный дебют:
10 из 10
Оригинал