Кайдзю-Франкенштейн и подземный монстр Барагон Удивительное дело, после ряда довольно комичных кайдзю-фильмов, Тохо внезапно обратились к истокам жанра — к ужасам. «Франкенштейн против подземного монстра Барагона» даже при кажущейся абсурдности сюжета — кино серьёзное и не детское, продолжающее традиции «Годзиллы» и «Радона» о влиянии человека на окружающую среду и расплате за использование атомной бомбы и пагубных последствиях радиации.
По сюжету в сороковых годах из Германии было вывезено сердце монстра Франкенштейна — единственная уцелевшая часть чудовища, которое всегда бьётся, если подпитывается. С целью спасения солдатских жизней на войне, для исследования регенерации, оно было доставлено в Японию, но тут произошёл сброс атомной бомбы…
Много лет спустя в окрестностях появляется загадочный дикарь, пожирающий собак, кошек, кроликов и прочий скот. Это привлекает внимание троицы главных героев — американца, приехавшего в Японию замаливать свои грехи, японского доктора и их общей знакомой ассистентки, проникшейся к загадочному существу симпатией.
Дикарь не говорит, проявляет приступы агрессии, а потому содержится в клетке и в цепях, постепенно вырастая до исполинских размеров из-за впитанной радиации. В итоге при попытке телевидения снять о нём материал, монстр сбегает на свободу и устраивает настоящий хаос в самых разных областях Японии.
В это же самое время нефтяные бурильщики пробуждают от спячки древнего звероящера Барагона — подземного монстра, начинающего тоже нападения на шахты и поселения, однако его бесчинства приписывают именно монстру Франкенштейна, что заставляет главных героев усомниться в человечности приручённого ими создания.
Иширо Хонда получил отличную возможность снять классический фильм о чудовищах, возвращая всё туда, откуда жанр и начал своё движение по мировым кинотеатрам. Здесь полно смертей, жестокости, обглоданных костей и довольно жуткий грим у Франкенштейна. Картина лишена комедийных элементов, а редкие шутки служат лишь поводом очеловечить главных героев, например, в эпизоде застолья.
События иногда развиваются слишком стремительно, минуют годы за одно мгновение, но это придаёт картине большей динамик в своём развитии. Есть не мало сцен, которые для сюжета как бы и вовсе не важны, но они помогают фильму либо стать глубже и эмоциональнее, либо получше раскрыть своих персонажей через различные побочные сцены, не имеющие отношения к главной истории.
Смотрится всё бодро и эффектно: Хонда снимает огромное количество армейской массовки, вспоминает времена, когда фокусировался на быте обычных рабочих, снимая здесь шахтёров за своим делом, а чудовищ представляет настоящим бедствием, не гнушаясь расчленять в кадре животных и скармливать местных жителей.
Чудовище Франкенштейна выполнено мастерски — прекрасный грим, слегка меняющийся по мере противостояния, делает монстра всё более устрашающим. И, что любопытно, растёт этот гигант постепенно. Начиная свой побег всего-то раза в четыре выше простого человека, он постепенно превращается во что-то размером с Годзиллу.
При этом Франкенштейн (монстра можно звать и по фамилии создателя, т. к. он, мол, его детище) представлен очень двойственной натурой. Это и дикарь не чурающийся жестокости, но при этом и очеловечен в некоторых сценах настолько трогательно и драматично, что нельзя на проникнуться сочувствием к любой из концовок фильма.
Здесь вообще главная идея фильма, проносящаяся через доктора Боуэна, состоит в том, как воспринимать это исполинское творение природы. Кто он всё-таки, человек или монстр? Эти противоречия разрывают не только главных героев, но и самого режиссёра, показывающего самые разные грани чудовища, от жестоких нападений до спасения одного из главных героев.
Есть и свои аллюзии к Кинг-Конгу, как Голливудскому, так и, к примеру, к «Кинг Конгу против Годзиллы» — подобно той гигантской горилле, Франкенштейн очень любит бросаться камнями и деревьями. Вообще возможность использовать человека в гриме сделала чудовище на экране ловким и подвижным.
Также нельзя не отметить, что все встречающиеся монстру другие кайдзю — превышают его по размерам. В полной «альтернативной» версии фильма в концовке имеется блистательная секвенция битвы с гигантским осьминогом Удако — уже появлявшимся как раз в «Годзилле против Кинг Конга». В прокатной и международной версиях в концовке происходит просто землетрясение с падением в вулкан.
Барагон сделан очень прилично для своего времени, у него даже подвижные глаза и сверкающий рог на морде. Помимо скоростного умения рыть подземные норы он обладает крепкими задними ногами, позволяющими совершает немыслимые прыжки, и радиоактивным лучом из-за подверженности атомной мутации.
Вновь тема войны и бомбардировки оказывается ведущей, а жестокие монстры, разоряющие деревни, шахты и поселения, воплощают собой всю суть бесчеловечной катастрофы. Фантастика здесь бок о бок переплетается с хоррором, а сиквел «Санда против Гайры» вышел и вовсе куда более жестоким.
Спецэффекты у фильма тоже отличные. Настоящие леса в кадре благодаря удачному монтажу бок о бок сосуществуют с качественно сделанными миниатюрами, эпизоды, когда монстр выдирает стволы из земли получились сверх-реалистичны и правдоподобны, а также в фильме сделаны весьма удачные мэшапы между людьми и чудовищами. Все постарались на славу.
Композитором вновь выступил знаменитый Акира Ифукубе — музыка тут под стать фильму: тревожная, напряжённая и жутковатая. Правда во многом схожая с темой Кинг Гидоры из предыдущей жанровой картины Тохо — уж больно та была мощной и зловещей, отголосками явно звуча даже здесь.
Режиссёр атмосферно снимает, как пролог сороковых годов, так и «современность» шестидесятых. Городских сцен здесь не так уж много, но перенос действия на маленькие деревни даже играет фильму в огромный плюс — придаёт больше разнообразия на фоне своих собратьев, и при этом сцен нападений и разрушений тут достаточно, как и битв монстров между собой.
За фильм «воскресная схватка двух якодзун» происходит несколько раз — Барагон — любопытный четырёхногий кайдзю, встающий на задние лапы, подобно монстру из «Варана Невероятного», обладающий и иллюминисцентным рогом, и заметными ушами, и рядом эффектных способностей — всё это делает его достойным соперником для Франкенштейна.
Сражение двух чудовищ тут вышло пожёстче, чем во всех предыдущих картинах студии, хотя убийство Ангируса в «Годзилла снова нападает», пожалуй, превосходит финал поединка Франкенштейна с Барагоном. Зато подземный ящер ещё появится в фильмах о Годзилле, а вот Кайдзю-Франкенштейна благополучно забудут, даже в сиквеле сменив двумя другими чудовищами (но в 2001 году всё же дадут на него отсылку в «Монстры атакуют»).
Иширо Хонда снял настоящий жанровый шедевр, полный, как оригинальных идей, так и возвращения к серьёзным истокам картин о гигантских монстрах, когда чудовища были именно чудовищами. Атмосферный, насыщенный и серьёзный фильм наполнен и действием, и смыслом, удачно миксуя жанром и фильм-катастрофу с различным символизмом, и зрелищную фантастику о схватке гигантских монстров друг с другом.
10 из 10
Оригинал