Морской змей Манда против субмарины Атрагон Сюжет повествует о подводной империи Му, которые когда-то насели все земные уголки, устраивая там свои колонии, и теперь мечтают заполучить власть обратно. Они устраивают катаклизмы, похищают разных учёных, но однажды их план проваливается из-за фотографа и его ассистента.
Стержнем истории становится столкновение нравов военного патриотизма и миротворцев, отказавшихся от военных действий. Но, в конце концов, всё сводится к тому, что остановить жуткие планы по мировому господству может только сверх-секретное оружие — субмарина Готенго, она же — Атрагон (от словосочетания «Atomic dragon») — этакий «наутилус». А её считавшийся погибшим капитан — практически «капитан Немо».
Подводная империя, супер-мощное судно и многое другое — определённо списано с творчества Жюля Верна, неоднократно экранизировавшегося как раз в шестидесятые. Пик приключенческой фантастики развернулся в кинематографе полным ходом, и японцы тут совсем ни в чём не отстали.
Хонда, как и прежде, с любовью снимает детальные катастрофы и сцены разрушений, демонстрирует, словно парадом военной техники, всю мощь японской армии, чередуя настоящие съёмки с экшеном миниатюрных моделей, (правда, на этот раз был в целях экономии ряд заимствований футаджа из «Мотры», «Таинственных пришельцев» и т. д.), а продюсер Томоюки Танака вновь сумел настоять на гигантском чудовище.
Да, как в случае с «Мистерианцами» и «Горасом» — сюжет не предусматривал никакого чудовища. Для маркетинга картины в честь грядущего Года Змеи было создано чудовище Манда (урадение на первое «А», а не как вам хочется) — морской змей, подобный скорее китайскому дракону, учитывая форму морды и наличие лап.
Манда — этакий прислужник божества Му, чудовище, которому скармливают неугодных суровой императрице. В фильме его едва ли больше, чем Магумы в «Горасе» или Орочи в «Рождении Японии», однако в дальнейшем этот кайдзю появится в нескольких фильмах о Годзилле, став его соперником.
Сделано чудовище очень неплохо, особенно для шестидесятых. Но только раскрыть его потенциал фильму, к сожалению, не удаётся. Тот же Магума хотя бы активно разрушал людскую базу, а с Мандой имеется всего лишь один знаковый эпизод, где тот противостоит, собственно, той самой летающей субмарине.
На самом деле первое появление монстра — куда раньше, чем его натравливают на новейшее оружие. Его видно через окно в камере заключённых, куда сбрасывают всех рабов-японцев (не японцев тут, впрочем, вообще не замечено за исключением одной из сцен с американской подлодкой, раздавленной океаническими глубинами). Но всё равно это происходит уже после первого часа, ближе к концу картины.
И так как монстра показывают довольно мало — он даже не нападает на сам подводный город, сюжет сосредотачивается на взаимодействии ярких персонажей. Фотограф со своим помощником, дочка капитана, загадочный вездесущий журналист, жёсткий агент 23, суровая императрица, адмирал и детектив, расследующий все загадочные похищения и несчастные случаи.
Почти все участники картины так или иначе связаны со множеством кайдзю-фильмов. В главной роли (тот самый детектив) — уже был главным героем «Кинг Конга против Годзиллы», а затем ещё много где сыграет из жанровых картин. Капитана Готенго играет Дзюн Тадзаки — буквально во всех кайдзю-фильмах со своим участием получающий роли военных начальников — шефы полиции, генералы, теперь вот капитан.
Ю Фудзики, Кэн Уэхара, Хисая Ито, Кэндзи Сахара, Хироши Койдзуми, Хидеё Амамото, Сусуму Фудзита, Икио Савамура, Ёсифуми Тадзима, Минору Такада и другие — связаны участием в кайдзю-фильмах. А Агента 23 здесь и вовсе играет тот самый Акихико Хирата — Серидзава из «Годзиллы» и ещё много кто из разных других картин, постоялец жанра не меньший, чем сам режиссёр Иширо Хонда.
Да и композитор вновь Акира Ифукубе, причём в мощных и помпезных мелодиях картины узнаются отголоски саундтрека именно первого «Годзиллы» — очень много общего, словно сделано по удачным, но невошедшим наброскам. Или же вновь в целях экономии было решено не заморачиваться. Зато песнь восхваления чудовища удалось придумать весьма специфическую. Всякие танцы-пляски к древнему божеству уже имели место быть и в «Годзилле», и в «Варане», но больше всего запомнились в «Мотре» (здесь музыку писал не Ифукубе) и теме Конга из «Кинг Конга против Годзиллы».
При всём том, что создатели фильма явно кое-где схалтурили, большая часть спецэффектов выглядит отлично — особенно сам Готенго, вооружённый разными пилами, свёрлами, способный и плавать, и летать, и бурить землю, а заодно и различные стены да постройки. Но субмарина Атрагон оснащена ко всему прочему ещё и оружием заморозки.
Если нравятся старые фильмы приключения типа «Таинственного острова», «Вождей Атлантиды», «К земному ядру»,»Путешествия в центр Земли» и так далее — то и «Атрагон» будет по-достоинству воспринят на ура. Фильм хороший, вот только все выше упомянутые картины обычно содержали всё-таки побольше монстров и чудовищ, и одного морского змея на пару сцен, пусть и довольно эффектных, тут маловато.
Да и при обилии персонажей — многие из них всё равно получились слишком топорные, к примеру, та же императрица при всём своём трагичном финале только и делает, что орёт да хмурит брови. Хотя та же самая механическая холодность многим злодеям идёт на ура, вспомнить хотя бы Бондиану 60х. Сценарий многого не требует, актёры особо ничего сверх меры и не демонстрируют. Просто хорошее кино с духом приключений и кучей зрелищных фантастических элементов.
7 из 10
Оригинал