Расстрелянная мечта Смотреть «Таинство», не прочитав предварительно ни слова о его сюжете, оказалось настоящим экстримом. Уже от завязки, в которой компания журналистов отправляется в затерянную в джунглях религиозную коммуну, чтобы узнать о судьбе сестры одного из героев, ничего хорошего ожидать не приходится. Очевидно, такой коммуне есть что скрывать, и фантазия зрителя рисует некую зомбированную массу, погружённую в кровавый культ.
Разумеется, даже первые радужные впечатления от идиллической жизни американских поселенцев под опекой любимого ими Отца не развеивают сомнений зрителя насчёт истинных занятий сектантов. Но дальнейшим поворотом событий Тай Уэст явно сумел удивить всех, кто рассчитывал, что главные герои, как и положено в таких фильмах, до самых титров будут спасать свои жизни от толпы жаждущих крови адептов деструктивного культа.
Оказывается, ребятам с камерой предуготовлена скорее роль статистов, чем жертв насилия. Целое поселение с сотнями людей, сбежавших в этот земной рай из нищеты гетто, оказывается вовлечено в события, на которые два-три журналиста никак повлиять не могут. В этом смысле хоррор, как его понимает Уэст, приближается по ощущению к военно-историческим картинам, рисующим портрет общества во время социальной катастрофы. До жути пугают не сцены с массовым пением, а ощущение стремительно накатывающейся волны безумия, в положенное время вырывающейся из недр коллективной психики. И отчаяние в глазах тех, кто никак не может достучаться до толпы, у которой кто-то уже долгое время по капельке изымал остатки разума.
Коллективный портрет поселенцев из «Райской общины» — то, что больше всего интересует режиссёра и становится самой убедительной частью фильма. Бросается в глаза не только отсутствие элементарных навыков критического мышления, но и крайняя беззащитность бедняг, доверившихся чужой воле. Действие фильма отсылает к 70-м годам, и неудивительно, что как минимум половина общины — чернокожие, часто не имевшие в Штатах ни малейших шансов на достойную жизнь. Поселенцы Уэста — давно дезориентированные люди с рабским мироощущением, которыми при желании можно умело манипулировать.
Очевидная историческая основа «Райской общины» — это «Храм народов» в Джонстауне, имевший не только религиозную природу, но и социально-политическую. Тай Уэст проводит явные параллели, при этом сознательно меняя природу коммуны. Для достижения эффекта хоррора убираются многие компоненты реальной истории, говорящие о её сложности. В картину не попали такие факты из «Храма народов», как внедрённые работники ЦРУ, контакты общины с Советским Союзом и несколько десятков поселенцев, в роковое утро добровольно покинувших коммуну. Всё это не отменяет безусловной эффектности кинокартины. Но, пожалуй, странно, что сбывшуюся мечту Мартина Лютера Кинга в фильме создали люди с рабским мышлением, а не политически активные граждане, одними из первых в своей стране преодолевшие расовые предрассудки ради общего будущего дома.
8 из 10
Оригинал