Осторожно, спойлеры!
------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------ ----------------
Еще до всем известных «Похитителей велосипедов», считающихся одним из самых известных фильмов эпохи неореализма, Витторио Де Сика снял еще парочку фильмов, получивших тогда не меньшую известность, но многие ли о них слыхали? Я, например, про них не знала, хотя, изучая его фильмографию, конечно, обратила внимание на довольно высокий рейтинг, но как-то так и прошла мимо. Но вот опять случайно где-то прочитала про этот фильм и решила все-таки его посмотреть — это фильм «Шуша»/Sciuscià, снятый в 1946 году, название происходит от неаполитанского произношения английского слова Shoeshine, которым называли чистильщиков обуви.
Дело происходит после ВМВ в Неаполе, жизнь тогда была нищая, многие подростки зарабатывали на жизнь, работая чистильщиками обуви, обслуживая, в основном, американских солдат. Вот и главные герои, два друга - Джузеппе Филиппуччи и Паскуале Маджи этим как раз и занимаются, при этом очень дорожат своей дружбой. Правда, параллельно они помогают местным жуликам, в числе которых и брат Джузеппе Аттилио, приторговывать контрабандой, ведь у них есть мечта — они мечтают купить коня. В конце концов денег им удается накопить и коня купить, но счастье длилось недолго. Они согласились продать местной гадалке два американских одеяла, которые послужили приманкой, поскольку после этого бандиты, притворившись полицейскими, просто ограбили гадалку. Но она опознала мальчишек, их арестовали и посадили в тюрьму для несовершеннолетних до окончания следствия. И вот там серьезному испытанию подверглась их дружба, последовала череда взаимных предательств, а закончилось всё и вовсе трагедией.
Фильм оказался весьма неплохим, снят он как раз в духе неореализма, были, как и позже это делал Де Сика, привлечены и непрофессиональные актеры, но они вполне справились со своими задачами. Позже фильм был хорошо встречен как публикой, так и критикой, в 1948 году он даже получил Оскара, это был специальный приз за лучший фильм на иностранном языке, номинировался и сценарий (одним из авторов сценария был Чезаре Дзаваттини), был удостоен и других призов. Фильм входит в список лучших неореалистических фильмов, а также в список 100 итальянских фильмов, которые нужно спасти от забвения, поскольку они изменили коллективную память.