Часовой механизм Яркая и красивая картина для семейного просмотра хорошо подойдёт для просмотра и детям и взрослым, она пропитана атмосферой открытий и настоящим кинематографическим очарованием. Снятое с живописными пейзажами, выразительными спецэффектами и харизматичными героями, такое кино оставляет сильный след в памяти, неся в мир что-то вечное и доброе, при этом без банальных морализаторских нагрузок. Хотя при самом сочетании «Сказка от Мартина Скорсезе» воображение рисует не самые радужные перспективы и весьма слабые надежды на счастливый финал, данный опыт режиссёру удался во всем великолепии жанра, благодаря чему получилась одна из наиболее ярких и трогательных кино-сказок.
Действие неспешно погружается в миры детских фантазий и открытий, начинаясь с фантастических книг и заканчивая удивительным и причудливым кинематографом. Главная идея проекта состоит как раз в мире оживших фантазий и в творчестве, в самовыражении удивительного и невероятного мира фантазий, в который погружаться хочется вновь и вновь.
Часовой механизм используется здесь отнюдь не только антуражем существования главного героя — смышлённого механика Хьюго, чинящего механического человечка, найденного его погибшим отцом, а выступает аллегорией самой городской жизни и суеты, ассоциируясь то с суетой на вокзале, то и вовсе с жизнью города целиком. Не даром визуальный ряд активно фокуссирует переходы пейзажей в винтики и шестерёнки больших вокзальных часов и прочих механизмов. Образ жизни, взаимодействие между людьми, отношения, в которых одни сходятся, другие разрывают с прошлым, всё в бесконечном взаимодействии и практически отточенном движении единого механизма окружающей жизни. И не зря именно благодаря техническим новинкам тех лет все книжные (да и не только) фантазии начинают оживать на экране.
Причём после всех многочисленных сюжетных зарисовок типа встречи незнакомой девочки с ключём от того самого механического человечка, беготни от настырного смотрителя, тайно влюблённого в продавщицу цветов, отношений с сердитым и озлобленным мастером игрушек и непосредственно всей линии с починкой «художника», в итоге мы получаем кино про кино. Неожиданный финальный поворот внезапно переворачивает не только сюжет фильма и отношение к некоторым персонажам, но и вообще по другому ставит сюжетный и смысловой стержень, переключаясь на совсем иной уровень и другую форму повествования.
Пожалуй этой сменой ритма, целей и сюжета в финальном акте фильм и запомнится в первую очередь. Неожиданный сюжетный ход расставляет всё на свои места, хоть в ожидаемом порядке, но уже совсем с иными акцентами и обрамлением действия, и чем ближе к финалу, тем более насыщенным становится действие. Причем насыщенность эта касается, как ноток напряжения (вынесенная на постер сцена с зависанием на стрелках часов хотя бы, или приём со сном во сне, как самая жуткая сцена фильма), так и счастливого разрешения всего многообразия персонажных конфликтов.
Сами же персонажи, достойно сыгранные и эффектно поданные на экране, надолго остаются в памяти после такого прекрасного сюжета и замечательно рассказанной истории. Сэр Бен Кингсли и (в кои то веки не омерзительно-противный) Саша Барон Коэн воплотили противоречивых «злодеев» истории, очень к месту пришлись яркие фигуры Кристофера Ли и Джуда Лоу (как ключевых наставников для главных героев), отметился в роли алкоголика Рэй Уинстон, шикарно разыграли побочный и весёлый сюжет «гаррипоттеровские» Фрэнсис де ла Тур и Ричард Гриффитс, а самые внимательные разглядят камео режиссёра, а заодно и камео автора оригинальной книжки «Изобретение Хьюго Кабре» Брайана Слезника. Ну, и безусловно, главные герои — отлично справившийся с ролью Аса Баттерфилд и главный бриллиант картины — сногсшибательная Хлоя Грейс Моретц, затмевающая многих других блистательным перфомансом и яркой искренностью своей героини.
Заядлым киноманам помимо доброй и красочной сказки помогут вспомнить про начало кинематографа, знаменитые фантастические картины и творчество Жоржа Мельеса, быть может кого-то даже подхлестнув интересом к его творчеству. Основной же массе зрителей стоит просто верить в чудеса, с наслаждением смотреть новую работу Мартина Скорсезе, и погружаться в атмосферу Парижа тридцатых годов в этой незабываемой и потрясающей сказке!
10 из 10
Оригинал