Кровь с молоком Придать теме изощрённой мести яркий оттенок никогда не было большой проблемой в азиатском кино. Но «Признания» не только раскрашивают месть учительницы Юко Моригути во все цвета кинорадуги, начиная от закрученного сюжета и заканчивая монтажным пиршеством для глаз, но и придают самому процессу отмщения какую-то небывалую лёгкость.
Как мыльный пузырь неудержимо стремится вверх, так и месть, попав в благодатную среду 13-летних тинейджеров, получает мощный импульс. Убивающая в себе все эмоции Моригути просто нажала на кнопку, дав двум безликим для неё ученикам А и Б инфицированное молоко. Даже дальнейшие её действия не так интересны, как и сам образ учительницы.
Гораздо ярче образ группы учеников, одетых в одну и ту же форму. Интуитивная слаженность действий и мыслей, мгновенная реакция на внезапно ставших «чужими» А и Б создают атмосферу цинизма и невыносимо лёгкой жестокости. Группа абсолютизирует себя, то манипулируя бездарным учителем Вертером, то борясь с чуть-чуть нетакими изгоями, то игнорируя всяческие моральные законы, в том числе и законы мести. Таким отомстить нельзя. Эта абсолютизация всячески подчёркивается в сценарии, легко оперирующем насилием вплоть до убийств и самоубийств, эмоциями вплоть до истерики и полной невменяемости. Или полностью, или никак. Если серьёзно воспринимать этот фильм, придётся выстрелить в экран.
Ученик А, он же Сюя Ватанабэ, как, видимо, и половина своих одноклассников, мечтает о признании — и среди ровесников, и вообще среди взрослых. Мотивы, толкнувшие его на преступление, дают интересную характеристику современного общества. Полезное изобретение 13-летнего гения — ерунда, в отличие от истории школьницы, убившей свою семью. «Нужно было совершить нечто большее. То, что медиа не смогут проигнорировать», — уверен подросток. Сознание общества, размякшее от жареных новостей, по сути не отличается от сознания школьника в злополучном классе Моригути. Люди будут шарахаться от той школьницы-убийцы, как резко расступается толпа перед Сюя в последнем эпизоде.
«Никто не учил меня, что убивать людей — неправильно». Как ему
правильно отомстить, если Сюя говорит, что не признаёт ценности ни одной жизни, в том числе и своей?
Сцена взрыва — взрыва прежде всего в душе молодого дарования, пожалуй, лучший видеоряд для инди-музыки, своим неторопливым пульсом отмеряющей весь ход фильма.
7 из 10
Оригинал