Бег по кругу «Грабитель» запомнился своей композицией. Первые минут 50 перед нами невозмутимый и неразговорчивый Йоханнес чётко следует какому-то ему одному известному плану. Он то побеждает в марафонских забегах, то мастерски грабит банки. При этом непробиваемое лицо героя не даёт понять, нравятся ему эти занятия или нет.
Наконец, роковое событие изменяет всё построение фильма, и зритель резко погружается в эмоциональный мир одиночки-грабителя. Удивительно, с какой поминутной точностью режиссёр воссоздаёт дальнейшие события, предлагая нам занять место Йоханнеса. Не отрываясь ни на миг от главного героя, можно прочувствовать его одиночество, страх, боль и отчаяние. И заодно задуматься о своём последнем поступке в тот момент, когда бежать уже некуда.
А было ли куда? При желании в истории победителя можно увидеть бессмысленность этих побед: призы от соревнований по бегу становятся средством нападения, а награбленные деньги никуда не тратятся. Бег ради бега, ограбления ради ограблений. Словно программа действий вшита в самую глубину нонконформистского сознания одиночки. Интересно, что когда офицер по надзору, знающий все тонкости мышления преступников, пытается достучаться до Йоханнеса, тот не выдерживает натиска. Будто программа поведения защищает себя, не давая грабителю свернуть с бега по кругу.
Иногда следует делать то, что не умеешь — остановиться. Или просто поговорить с кем-нибудь.
8 из 10
Оригинал