Фильм, который, оказывается, был культовым в Польше — это фильм режиссера Станислава Барея «Мишка» («Медвежонок»)/Miś, 1980. Если имя режиссера мне временами где-то попадалось, во всяком случае, не было незнакомым, то его фильмов я вспомнить не могла, скорее всего, и не смотрела и про этот фильм даже никогда не слыхала. Так что я как-то
дальше
Фильм, который, оказывается, был культовым в Польше — это фильм режиссера Станислава Барея «Мишка» («Медвежонок»)/Miś, 1980. Если имя режиссера мне временами где-то попадалось, во всяком случае, не было незнакомым, то его фильмов я вспомнить не могла, скорее всего, и не смотрела и про этот фильм даже никогда не слыхала. Так что я как-то его и посмотрела. А потом еще кое-что, как это у меня водится, почитала в сети - в той же википедии, где на польском ему посвящена большая статья, а также на сайте польского кино, там же были описаны те реалии, к которым режиссер хотел привлечь внимание зрителя и которых современный зритель не знает, некоторые из них сугубо польские. Фильм — острая, временами злая, иногда неуклюжая сатира, названная комедией, слегка затрагивающая политику, но, в основном, это социальные условия, быт и человеческие отношения, а также сами люди. Главный герой фильма Ришард Охузски по прозвищу Мишка (Станислав Тым, который был также одним из авторов сценария) — президент спортивного клуба «Радуга», который не столько занимается спортивной работой, сколько различными махинациями. Не так давно от него ушла жена и теперь перед ним стоит нелегкая задача, ему любыми путями надо постараться забрать деньги с их общего счета в Лондонском банке, пока до него не добралась его бывшая жена. Но и она не дремлет, сначала вырвав страницы из его загранпаспорта, из-за чего его не пропускают через границу, а затем тоже отправившись туда, по своим замашкам они стоят друг друга. Получить новый загранпаспорт в те времена было делом непростым, поэтому придумывается весьма витиеватый путь, как это можно осуществить. В итоге его план удается-таки. Так что основная сюжетная линия, как можно заметить, особой оригинальностью не отличается, но вот всё, что происходит в фильме, режиссер решил оснастить дополнительными деталями и сюжетными линиями, что порой выглядит очень нарочито, в лоб и тяжеловесно, поэтому меня совсем не удивляет, что несмотря на успех у публики, которая с удовольствием разглядывала обличительные сцены в фильме, критики отнеслись к фильму довольно отрицательно — не столько из-за содержания, сколько из-за режиссерской работы и формы. Несмотря на мой всегдашний интерес к жанру сатиры, фильм меня особо не впечатлил, уж больно грубыми и неаккуратными стежками порой всё это было сшито, некоторые сцены преувеличенно отвратны — например, сцена в молочном баре, где столовые приборы толстыми цепями соединены между собой и прикреплены к столам, металлические миски прикручены к столам, недоваренную гречку высыпают в немытую миску следующему едоку и т. п. Я, конечно, не знаю тогдашних польских реалий, но наши реалии я помню, сдается мне, что они могли в то время не сильно от польских отличаться. К фильму, конечно, очень придиралась цензура, помогло выйти на экраны обстоятельство смены власти — сняли Герека и его соратников, новые не успели добраться, после чего стал очень популярным у публики. Фильм явился первым в трилогии, но вот только я очень сомневаюсь, что мне захочется посмотреть остальные два, которые сняли уже другие режиссеры.
|