Родился 9 (21) января 1891 г. в Москве. В 1910 г. окончил Синодальное училище церковного пения, в 1914-м - Московскую консерваторию, где получил композиторский диплом. По окончании училища был назначен помощником регента Синодального хора, исполнял также должность преподавателя училища. В 1915 г. дебютировал как симфонический дирижер. Независимый характер и крутой нрав, свойственные Голованову, осложняли ему жизнь, в том числе и в Большом театре. Дважды он был вынужден оставить его, но всегда возвращался.
дальше
Родился 9 (21) января 1891 г. в Москве. В 1910 г. окончил Синодальное училище церковного пения, в 1914-м - Московскую консерваторию, где получил композиторский диплом. По окончании училища был назначен помощником регента Синодального хора, исполнял также должность преподавателя училища. В 1915 г. дебютировал как симфонический дирижер.
Независимый характер и крутой нрав, свойственные Голованову, осложняли ему жизнь, в том числе и в Большом театре. Дважды он был вынужден оставить его, но всегда возвращался. Голованов работал в Большом с 1915 г. по 28-й (до 19-го г. в качестве хормейстера), затем с 1930 по 36-й г. В 1948 г. был назначен главным дирижером, и этот пост сохранил уже до самой своей смерти.
В 1919 г. совместно со Станиславским организовал Оперную студию Большого театра, со временем трансформировавшуюся в Оперный театр имени К. С.Станиславского, музыкальным руководителем которого Голованов стал в 1938 г.
В 20-е гг. был художественным руководителем камерных концертов в Большом зале Московской консерватории, организованных профессурой консерваториии корпорацией артистов-солистов Большого театра.
Аккомпанировал Айседоре Дункан на ее московских концертах.
"А.В.Нежданова, В.И.Качалов и я были пионерами нашего радиовещания,"- 8 сентября 1924 г. транслировался первый радиоконцерт с участием артистов Большого театра. В 1929-х г. создал Оперный радиотеатр. В 1930г. стал главным дирижером и этого театра, и московского радиоцентра. А впоследствии возглавил Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, в название которого со временем добавилось и "телевидение" (1937-53 гг. ).
В 1925-48 гг. (с перерывами) был профессором оркестрового и оперного классов Московской консерватории. "Самым важным в своей консерваторской деятельности считаю создание большого студенческого оркестра".
Выступал как пианист, в основном, в ансамбле со своей женой - великой русской певицей, солисткой Большого театра Антониной Васильевной Неждановой.
Творческое наследие Николая Голованова насчитывает 46 опусов, в том числе одноактные оперы "Принцесса Юрата" и "Богатырский курган", симфонию, симфонические поэмы, увертюры. Он автор более двухсот романсов. Будучи глубоко религиозным человеком, также сочинял духовную музыку.