Битва за пьесу Наверное, правильным будет сказать, что «Смертельная ловушка» — это редкий представитель кинопьесы. А поставлена она была выдающимся режиссёром Сидни Люметом, навсегда изменившим кинематографическое мировоззрение благодаря таким лентам, как «12 разгневанных мужчин», «Холм», «Серпико» и многим-многим другим. Однако при просмотре «Смертельной ловушки» не оставляет некое подобие deja vu. И связано оно с работой ещё одного классика кинематографа Джозефа Лео Манкевича, когда в 1972-ом году он выпустил картину «Игра навылет». Аккурат десять лет спустя была снята и «Смертельная ловушка» и обе они представляют поджанр кинопьесы, то есть действие происходит в ограниченном пространстве, персонажей самый минимум, а ещё, что связывает «Игру навылет» и «Смертельную ловушку» — это то, что обеих картинах играет непревзойдённый Майкл Кэйн.
Героем в «Смертельной ловушке» Майкла Кэйна служит драматург Сидни Брюл. Некогда он купался в лучах славы, но последние его работы вызывают негативную реакцию у критиков и зрительской аудиторией. Брюл не впадает в депрессию, но при этом готов винить кого угодно, но только не себя. И прекрасно осознаёт тот факт, что он нынче целиком и полностью зависит от своей обеспеченной жены Майры (Дайан Кэннон). И однажды Брюл рассказывает супруге, что один из его слушателей Клиффорд Андерсон (Кристофер Рив) прислал свою пьесу, которая поистине великолепна. Но Брюл вовсе не собирается стать наставником молодого одарённого драматурга, он сообщает жене, что студент одинок, у него нет семьи, нет друзей, нигде не работает. В общем, Андерсон — идеальная мишень для убийства, а призом станет его пьеса, которая вернёт Сидни Брюлу славу и деньги. Но задумка Брюла — это лишь верхушка айсберга, потому что никто не сможет разгадать развитие событий.
Итак, как уже говорилось, «Смертельная ловушка» снята в ограниченном пространстве и всё действие заключено в границах пары-тройки локаций, представляющих нам дом четы Брюл. Кому-то это может показаться не самым интересным зрелищем, но постановщик Сидни Люмет на то и гений, чтобы создавать настоящее кино из минимума. Тщательно выстроенные декорации, детализированный реквизит — всё это создаёт своё очарование. Тут многие вещи имеют свою нюансировку, как, например, стенд на стене, где расположено коллекционное оружие. Как Вы думаете, оно выстрелит в финальном акте? Смотрите «Смертельную ловушку» и узнаете, в ней много тайн и много неожиданных сюжетных поворотов. И при всём при том, что всё так гармонично выстроено неизменно хочется от души похвалить виртуозную работу оператора Анджея Бартковяка под завораживающую музыку Джонни Мэндела. Вместе они под чутким руководством Сидни Люмета сотворили такой фильм, который на протяжении всего своего хронометража представляет собой захватывающее действо. Отдельно надо упомянуть грамотный монтаж от Джека Фитцстифенса ещё более превратившего кинопьесу в настоящее зрелище. А любителей диалоговой специфики в фильмах тут вообще ожидает настоящий эстетический экстаз. Вот такой вот он вкратце фильм «Смертельная ловушка».
И в выражении своих эмоций по поводу увиденного ни в коем случае нельзя обходить стороной актёрское исполнение. Майкл Кэйн — это действительно непревзойдённый мастер, умеющий бесподобно выстраивать разносторонние и многослойные образы. Сидни Брюл в его исполнении — это самая настоящая квинтэссенция алчности, хитрости, популизма и нарциссизма, а действует он на людей как удав на кролика (чего только его отношения с женой стоят). Вот такой вот психологический портрет данного экранного драматурга и разве неинтересно увидеть, что же такого сотворил Майкл Кэйн в «Смертельной ловушке»? Добавлю также, что с таким человеком, как Сидни Брюл страшно жить под одной крышей. Видно, что он считает себя одним из умнейших людей, а его преступления сможет раскрыть только мисс Марпл или Эркюль Пуаро. Кристофер Рив ко времени съёмок в «Смертельной ловушке» уже стал мировой известностью за счёт воплощения образа комиксового супергероя «Супермена». Надо сказать, что он не был в тени Кэйна, поддерживая психологическую дуэль с ним, но именно к его персонажу испытываешь что-то схожее на стокгольмский синдром. Помимо Кэйна и Рива в фильме заметные роли сыграла Дайан Кэннон, которая почему-то получила антиноминацию за худшую женскую роль второго плана, хотя этот выбор лично для меня необъясним, и Айрин Уорт, которую как раз представили к премии за лучшую актрису второго плана, но на мой взгляд вот этот выбор — дань уважения актрисе, которая в своё время считалась одной из лучших.
Нельзя спорить с тем фактом, что «Смертельная ловушка» — это довольно «возрастной» фильм, он буквально лежит на поверхности, но и сейчас он смотрится с большим интересом. Тут всё на очень высоком уровне во всех параметрах, так что любителям смотреть эстетически грамотное кино «Смертельная ловушка» всенепременно подойдёт для скорейшего просмотра. И в конце осталось лишь добавить, что чисто субъективно «Игра навылет» всё-таки чуть сильнее и только из-за этого ниже следующая оценка:
8 из 10