А если это любовь? Первая полнометражная работа Марка Уэбба, представляет из себя не типичный ромком, каким может показаться, а скорее романтическую драму. Это история двух людей, о парне и девушке, но история не совсем о любви, как уже в самом начале фильма сообщает закадровый голос. В попытке настроить на нужную волну, еще в начальных титрах, в которых никто не замечает всплывающие имена актеров и создателей, нам демонстрируют как бы детство главных героев, по всей видимости доказывая то, что они совершенно разные и от того по-разному воспринимают мир.
Дальше такой линейности взросления, как и правильного хронометража обстоятельств, можно даже не ждать. Счетчик от 1 до 500 будет хаотически разбрасывать числа, случайным набором выдавая события из жизни главных героев. Беспорядочная мозаика случайных чисел будет кидаться из прошлого в будущее, из будущего в настоящее, из настоящего в еще более отдаленное прошлое, и так далее, собирая по кусочкам эту историю-пазл. Ведь при сборке пазла, взятую в руки деталь кладешь туда, где она и должна находиться, вне зависимости начало это или конец линии, верх или низ изображения, право или лево. Так и здесь, вытянутые наобум эпизоды оказываются разбросаны в очень странном порядке, посвящая нас в детали всех периодов этого промежутка жизни персонажей, длительностью в 500 суток.
Разумеется, нам не покажут каждый день в отдельности, останавливаясь лишь на более интересных точках истории, а сам сюжет таким образом выглядит довольно необычным, имея столь не традиционный подход к ромкому, строясь на довольно оригинальной концепции, а перед нами разыгрывается театральная трагедия о том, как ломаются мечты и мировоззрение, о фатализме и его роли в жизни людей, о том, насколько каждый сам отвечает за собственную жизнь.
И проблема данного ромкома кроется в том, что он по сути ромкомом то и не является. Пара забавных шуток, способных вызвать разве что улыбку, еще не делает фильм комедией, такие элементы есть и в боевиках, и даже в фантастических триллерах, пары шуток явно не достаточно, а при всей своей романтике атмосфера трагедии и драмы пропитывает сюжет настолько мощно, что фильм то и дело теряет временную легкость, сгущаясь хмурыми тучами, из которых вот-вот польются слезы дождя. Драма о сильно влюбленном человеке, и история странной девушки, чья адекватность в отношении окружающего мира довольно сомнительна, но акцентуация характера еще не переламывает грань в патологию. И даже не смущает тот факт, что младшая сестра главного героя кажется в разы умнее и опытнее его самого, щедро раздавая мудрые советы, не свойственные для своего возраста. А сам центральный персонаж под час несказанно тупит, необоснованно боится и стесняется без причин, демонстрируя свою замкнутость, несамостоятельность и просто собственный страх отношений — того, чего он сам безумно жаждет. Что ж, раз человек еще к этому не готов и сам не способен взять ответственность, как могут развернуться события в подобной ситуации?
Этим фильм и сможет зацепить зрителя — своим активным нравственным посылом, настолько прямым и побуждающим смыслом, что практически каждый будет вынужден учиться на чужих ошибках, и возможно, что это даже поможет посмотревшему избежать своих собственных. Каждое из заявлений фильма прямо без контекста и второго дна, это украшает его и делает доступным, не слишком нагружая разум поисками правды, когда все разжевывается и становится, как на ладони не только визуально, но и акустически за счет закадрового голоса.
Доступность придает фильму легкость, а его трагичность эту легкость забирает, играясь контрастом разносортных событий сюжета. Потому он получается немного спорным и противоречивым в своей сути, да к тому же слишком односторонним, без возможности иного взгляда, кроме авторского. Такая сильно выраженная позиция дает все основания назвать его артовым, ведь он действительно совершенно не похож, скажем на «Обещать — не значит жениться», «Предложение» или «Шопоголика», и все-таки придерживается неких общих канонов, просто в более размытых очертаниях жанровости.
И когда по уши влюбленный человек пытается строить отношения с чрезвычайно самостоятельной и независимой девушкой — это всегда довольно сложно, и уж тем более не всегда получается. А если это любовь? Любви есть место в таком фильме, если изначально уже дают понять, что он явно не о ней? Чувства играют здесь не важную, и даже не второстепенную роль, они где-то за бортом неровно плывущего корабля, который то замедляется, то ускоряет свой темп, то и вовсе стоит на месте, словно перед ним огромный айсберг и вот-вот весь этот каркас опустится на дно, при неверном движении.
Фильм действительно не о любви, но при этом романтичный, и этого нельзя отрицать. Актеры безупречно выполнили то, что от них требовалось, но разыграть чего-то более сильного и яркого не вышло. Такое кино должно понравиться любителю жизненных фильмов, когда на экране все так, как бывает в жизни, без кинематографического лоска и голливудского блеска обязательного счастья. Тому же, кто привык видеть веселую сказку, столь авторский подход к видению отношений может просто оказаться чужд и быть не принят зрителем, но романтичное жизненное кино по большей части всегда любимо публикой, что уже подтверждено коммерческим успехом фильма. Но то, что он не о любви и все-таки на любителя — отрицать тоже нельзя.
7 из 10
Оригинал