Сказка-то совсем не сказка. И даже была мысль бросить через полчаса просмотра (планировался милый рождественский фильм). Но как же я ошибалась, думая, что не найду тут ничего, кроме банального выяснения отношений с хэппи-эндовой мировой. Кино оказалось намного глубже, хотя без традиционного французского б******а не обошлось (пардон, и о таком снимать надо, но здесь было лишнее). Особенно удивило спокойное воссоединение семьи после.
Однако главная сюжетная линия вовсе не о том. Она о горе. И о том, как по-разному его переживают разные люди. И как оно калечит, ломает судьбы, детские и взрослые души. И горе тут вовсе не диагноз матери.
Очень живые, не картонные персонажи. Мудрый отец. Взбалмошная, себе на уме мать. Такие разные взрослые дети. Малыши-внуки очаровательны. И нет тут занудного морализаторства. Никакой притянутой за уши морали. Просто все, что мы носим в себе (боль, добро, зло, грусть, страхи), идет из семьи. И порой так не хватает этой безусловной поддержки.
И просто мысли по ходу просмотра, чтобы не забыть:
-недомогание и асоциальность как попытка получить внимание матери
-нелюбовь, являющаяся следствием потери и отгораживания себя от переживания ее вновь
-"хорошая дочь" - та, что не требует внимания, не беспокоит
-требование от детей продлить жизнь матери, возможно, ценой своего здоровья, требование жертвы
-нежелание замечать ненормальность, желание сохранить видимость благополучной семьи
-лечение души через искусство
Когда ты ребенок, кажется, что твоя семья совершенно обычна. И только выходя за ее пределы, понимаешь, как много в ней странного. А порой и страшного.