В 1922 году в Советской России было 4 миллиона беспризорных детей. О борьбе за их жизни, за возможность быть полноправными гражданами Советской республики рассказывает новый художественный фильм.
Чёрно-белый советский художественный фильм режиссёра Геннадия Полоки «Республика ШКИД» по сценарию Леонида Пантелеева завоевал сердца кинозрителей сразу, окончательно и бесповоротно. Он стал одним из лидеров кинопроката в далёком 1967 году и до сих пор пользуется заслуженным успехом у кинолюбителей разных поколений. После выхода в свет эта кинолента была отмечена престижными тогда отечественными наградами: Гран-при фестиваля детских фильмов в Москве и Второй премией за лучший детский и юношеский
дальше
Чёрно-белый советский художественный фильм режиссёра Геннадия Полоки «Республика ШКИД» по сценарию Леонида Пантелеева завоевал сердца кинозрителей сразу, окончательно и бесповоротно. Он стал одним из лидеров кинопроката в далёком 1967 году и до сих пор пользуется заслуженным успехом у кинолюбителей разных поколений. После выхода в свет эта кинолента была отмечена престижными тогда отечественными наградами: Гран-при фестиваля детских фильмов в Москве и Второй премией за лучший детский и юношеский фильм на III Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде. Тонкости заботы и педагогики Четыре миллиона беспризорных детей, появившихся в России за годы Гражданской войны, требовали внимания, заботы и определения в воспитательные учреждения. В Петрограде одной из школ для трудновоспитуемых детей стала Школа имени Достоевского – ШкиД. Её руководитель – ВикНикСор (Сергей Юрский), порядочный и талантливый педагог, опираясь на помощь коллег, пытается наладить контакты со своими подопечными. Это удаётся не сразу и непросто: сопротивление юных хулиганов и масса комичных и печальных обстоятельств тормозят воспитательный процесс. Пришедшие с улицы дети и подростки недоверчивы и озлоблены. У каждого из них множество личных трагедий. Однако бескорыстная доброта и доброжелательность педагогов в сочетании с необходимой строгостью начинают приносить первые плоды. Питомцы провозглашённой общим собранием Республики ШКИД перестают считать себя «приютскими» и среди них появляются яркие лидеры: Куп Купыч Гениальный (Юрий Рычков), Янкель (Лев Вайнштейн), Дзе (Александр Товстоногов), Лёнька Пантелеев (Артур Исаев) и другие, по-настоящему преданные своему интернату. Когда в ШКИДе появляется собственный ростовщик-махинатор Слаёнов (Владимир Колесников), обирающий малышей, за них вступаются старшие ребята. На перевоспитание новенького – Мамочки (Александр Кавалеров), обокравшего своих соучеников, гораздо большее влияние чем, даже авторитет самого ВикНикСора оказывает порицание Купа Купыча. Но все эти эпизоды –только малая часть истории Республики ШКИД… В основе киноленты Фильм является подлинной историей школы-интерната имени Ф. М. Достоевского для беспризорных детей. Герои книги, по мотивам которой снимался фильм, – реальные люди, жившие в Петрограде начала двадцатых годов прошлого века. Большинство из бывших воспитанников ШКиД выросли и прожили хорошую жизнь, став достойными гражданами своей страны. Повесть об их детстве написана Леонидом Пантелеевым (Лёнька) и Григорием Белых (Янкель), выпускниками школы в 1927 году, когда первому было восемнадцать, а второму – девятнадцать лет. Позже Леонид Пантелеев стал профессиональным писателем.
Знаменитая «блатная» песня «У кошки четыре ноги, позади у неё длинный хвост» была написана композитором Сергеем Слонимским на стихи из повести именно для этого фильма.
Фильм «Доживём до понедельника» начинается с того, что молоденькая учительница Наташа Горелова начинает работать в той же школе, в которой раньше училась. дальше
Фильм «Доживём до понедельника» начинается с того, что молоденькая учительница Наташа Горелова начинает работать в той же школе, в которой раньше училась. У девушки есть тайный мотив: она не просто подтверждает диплом, а хочет быть ближе к своему коллеге, преподавателю истории, в которого тайно влюблена.
Четверг
Идет урок английского языка, и в это время в класс неожиданно попадает ворона. Пока ребята гоняются за птицей, входит тот самый учитель истории Илья Семёнович и с неодобрением сообщает молодой учительнице, что ведет она себя «излишне либерально». Замечание историка сильно повлияло на Наташу, и она принимает решение вести свои следующие уроки более жёстко. Но дети, привыкшие к сладкой жизни, такой перемены не одобряют и срывают следующий урок.
В этот же день фильм раскрывает то, какие отношения связывают главных действующих лиц. Илья Мельников уже не очень молод, но, несмотря на это, горячо любим учениками. Не женат, живет с пожилой мудрой мамой. Он не уступчив, честен и требователен, чем нередко создает себе проблемы при общении с другими людьми.
Светлана Михайловна преподает в школе литературу уже 20 лет и не видит себя ни в какой другой роли, кроме школьного учителя. Как и Наталия, она испытывает чувства к Илье Семеновичу, преподавателю истории.
Школьник Гена влюблён в симпатичную одноклассницу Риту, но добиться её расположения очень непросто: эта любимица класса предпочитает Костю Батищева, лидера и умницу.
Вечером этого же дня Илья Мельников волей случая пересекается со своим бывшим лучшим учеником Борисом Рудницким. Неожиданная встреча обещала быть радостной, но вскоре школьный учитель истории разочаровывается в своем бывшем подопечном: несмотря на успехи в карьере, он стал циничным и высокомерным человеком. От него же Илья узнает и о том, что Боря встречался с Наташей, но прямо у здания ЗАГСа она его бросила.
Пятница
На следующий день в классе Светланы Михайловны дети пишут сочинения, два из них по теме классических произведений и одно с вольным содержанием о том, как дети представляют себе счастье. Многие ребята останавливают свой выбор на последней теме. Одна из учениц, Надя Огарышева, вкладывает в сочинение всю душу и пишет том счастье, о котором мечтает сама – семейном. Но учительнице литературы сочинение очень не нравится, и она заставляет девочку читать свои откровения перед всем классом. Ребята, вопреки настроению педагога, поддерживают Надю. Илья Семенович чувствует, что близость Наташи меняет судьбу. К добру ли? Он просит директора школы, своего старого друга, уводить его или хотя бы дать отпуск.
Суббота
Наташа хочет побывать на уроке Ильи Мельникова, в котором разбираются события революции 1905 года. Несмотря на требовательность, уроки истории Илья ведет очень интересно и неформально.
В это время учительница литературы замечает пепел тетрадей с сочинениями 9 «В» класса. Выясняется, что виноват в этом Гена Шестопал, которого за проступок хотят исключить из школы. Илья Семенович отстаивает право ученика продолжить обучение в этой школе, после чего и сам решает остаться в ней...
Интересные факты
• Фильм «Доживём до понедельника» снимался в бывшей московской школе № 234, которая сейчас находится недалеко от станции метро «Медведково».
• Песню «Иволга», звучащую в кадре, исполняет В. Тихонов.
• На премьерном показе картины в Комсомольске-на-Амуре присутствовал Юрий Гагарин. закрыть
Художественный фильм «Служили два товарища» — революционная трагикомичная история, снятая в 1968 году режиссёром Евгением Кареловым («Семь стариков и дальше
Художественный фильм «Служили два товарища» — революционная трагикомичная история, снятая в 1968 году режиссёром Евгением Кареловым («Семь стариков и одна девушка», «Дети Дон-Кихота») по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида. Фильм по праву принадлежит к классике отечественного кинематографа.
Годы Гражданской войны. В бывшем фотограф, в настоящем боец Красной армии Андрей Некрасов (Олег Янковский), получает задание – вместе с помощником Иваном Карякиным (Ролан Быков) с помощью старой кинокамеры снять с аэроплана укрепления белых на Перекопе... закрыть
Юрий Деточкин, главный герой популярного советского фильма «Берегись автомобиля», работает страховым агентом и иногда играет в любительском театре. С дальше
Юрий Деточкин, главный герой популярного советского фильма «Берегись автомобиля», работает страховым агентом и иногда играет в любительском театре. С виду это застенчивый и скромный человек, но тайно от всех он восстанавливает справедливость: ворует машины у нечестных и богатых людей, а вырученные деньги переводит на счёт детских домов. В этом же театре выходит на сцену и следователь, который занимается этими похищениями. Он считает Деточкина (И. Смоктуновский) хитрым и опасным преступником, мечтает его поймать и не знает, что очень часто общается с ним в театре.
Угнать машину спекулянта Самоцветова (А. Миронов) у Юрия получается только с третьего раза. Но на этом трудности не закончились: по дороге в Прибалтику, где он реализует машины, Юра помогает завести милиционеру мотоцикл. Служитель порядка благодарен Деточкину, но вскоре узнает, что его «Волга» краденная. Милиционер пытается догнать «злодея», но его мотоцикл снова глохнет, что дает Юрию возможность оторваться.
На хвосте у «Робин Гуда»
В это время следователь Максим Подберёзовиков (О. Ефремов) нападает на его след. Он складывает воедино все факты: частые командировки, болезни родственников и отлучка именно в то время, когда пропала «Волга». Убедившись, что преступник – Деточкин, он ведет его в пивную для того, чтобы перед арестом понять его мотивацию. Юрий признается во всём и показывает следователю документы и квитанции из детских домов. Максим после рассказа «преступника» решает не арестовывать его, хотя это и является должностным преступлением, но Деточкин всё же решает соблюсти закон.
Перед арестом Юра решает завязать с прошлым и признаётся во всём Любе, своей невесте. Он и вправду решил измениться, но замечает на улице автомобиль взяточника и не может устоять. В этой же машине он приезжает в отделение милиции, где работает Максим. Теперь у следователя не остается выбора, и он арестовывает благородного вора.
Интересные факты
Режиссёр фильма, Эльдар Рязанов, мечтал увидеть в главной роли именно Иннокентия Смоктуновского, но тот играл Гамлета, и пришлось искать других кандидатов. Юрием Деточкиным мог стать Юрий Никулин, а Максимом Подберёзовиковым – Юрий Яковлев, но в 1964-м году, когда Рязанов мог приступить к съёмкам, Никулин отправился с цирком в долгие гастроли за рубежом. Следующим претендентом был Леонид Куравлёв, но в созданном им образе Деточкина не было нужной «остранённости». И тогда, наконец, Эльдару Александровичу удалось «уболтать» Смоктуновского.
В образе Деточкина слились классические герои – Робин Гуд, князь Мышкин, Дон Кихот, чаплиновский Чарли. Вместе с драматургом Э. Брагинским Рязанов не раз слышал легенду нового времени о человеке, угонявшем «транспорт» граждан, живущих на нетрудовые доходы, и перечислявшим деньги детским домам. Она и стала основой фильма.
Для своей роли Ольга Аросьева, сыгравшая невесту Деточкина, научилась водить троллейбус. В финальной сцене киноленты «Берегись автомобиля» она действительно ведёт свою «машину» по улицам Москвы с настоящими, не массовочными пассажирами. закрыть
Художественный фильм «Подкидыш», комедийная история о потерявшейся девочке, создана по сценарию детской книги поэтессы Агнии Барто и актрисы Рины Зелёной. дальше
Художественный фильм «Подкидыш», комедийная история о потерявшейся девочке, создана по сценарию детской книги поэтессы Агнии Барто и актрисы Рины Зелёной. Кинокартина имела большой зрительский успех — заняла седьмое место среди отечественных фильмов.
Мама и не предполагала, что если оставит пятилетнюю дочку Наташу дома под присмотром старшего сына, то потеряет ее. Пока брат был занят важным делом, девочка незаметно вышла из дома и осуществила свое первое увлекательное путешествие по огромной Москве... закрыть
Георгий Вицин ("Двенадцать стульев"), Юрий Никулин ("Бриллиантовая рука"), Ростислав Плятт ("Визит к Минотавру") , Алексей Смирнов ("Их знали только дальше
Георгий Вицин ("Двенадцать стульев"), Юрий Никулин ("Бриллиантовая рука"), Ростислав Плятт ("Визит к Минотавру") , Алексей Смирнов ("Их знали только в лицо") в фильме "Деловые люди".Фильмы поставлены по новеллам знаменитого американского писателя О'Генри: "Дороги, которые мы выбираем", "Родственные души", "Вождь краснокожих". На долю последней новеллы выпала, пожалуй, наибольшая популярность - столь уморительны оказались злоключения двух незадачливых похитителей юного сорванца. закрыть