Екатерина Васильевна Зеленая обладала невероятным чувством юмора. Даже кончина этой всенародной любимой артистки пришлась на 1 апреля 1991 года – словно для того, чтобы сгладить боль утраты, принять ее с улыбкой – светлой и грустной. Что поделать, если все сроки вышли, а на дворе – цветущая весна? Рина Зеленая и жила так – на одном дыхании, не позволяя себе предаваться драматизму, а поводов, за ее долгий век, было хоть отбавляй.
Родилась Рина-Екатерина в Ташкенте. День известен точно – 7 ноября, а вот год, по разным источникам, «произвольный» - от 1900 до 1902. Родственники выбрали «золотую середину» - 1901 год, эта дата и выбита на памятнике актрисе (Введенское кладбище). Детство, полное восточной «экзотики», прошло в союзе одиночеств - брат и сестры будущей актрисы по характеру были совершенно разными, а родители, со значительной разницей в возрасте, соблюдали в отношении друг друга чувства долга, но не любви.
По-иному сложилась судьба Екатерины. После того, как отца, Василия Ивановича Зеленого, перевели по службе из Ташкента в Москву, и Рина (спустя много лет) стала знаменитой актрисой, с мужьями (и первым, и вторым) ее связывала именно любовь, глубокая и неподдельная. Но случилось это позже, а в первое время московской жизни шаловливая, как мальчишка, Екатерина поражала своими проделками солидную гимназию фон Дервис, в Гороховском переулке, носила скромные пальто и шляпки и на ходу запрыгивала в трамваи.
Однажды этой энергичной особе попалось на глаза объявление о приеме в театральную школу. Желающих учиться актерскому мастерству прослушивали знаменитости – Певцов и Шатрова. Оба смеялись до слез, когда представшая перед ними городская барышня лихо читала стихи Никитина – монолог подгулявшего ямщика. Конечно, Рину приняли, и в 1919 году она окончила Московское театральное училище. Потом началась гражданская война…
Семья Зеленой оказалась в Одессе. Она сыграла множество ролей в стареньком подвальчике, где располагался «КРОТ» ("Конфрерия Рыцарей Острого Театра"), руководимый Виктором Типотом, будущим режиссером знаменитой «Свадьбы в Малиновке». В ту пору Екатерина Зеленая и стала Риной – ее длинное имя не смотрелось на афишах. Позже актриса вернулась в Москву, чтобы устроиться в театр «Нерыдай», где проводили ночи богатые нэпманы и другая состоятельная публика. В жизни Рины появились замечательные партнеры и друзья –
Сергей Есенин, Вера Инбер, Игорь Ильинский,
Эраст Гарин, Ольга Пыжова…После были Театр "Летучая мышь", Театр Сатиры, где актрису, с ее изумительным комедийным дарованием, с восторгом принимали зрители и требовали бесчисленных выходов на «бис».
Осенью 1945 года Рина Зеленая, в ту пору артистка Театра миниатюр, побывала в Берлине и оставила свою подпись на колонне поверженного Рейхстага. До этого были выступления на фронте, записями Рины Васильевны (на грампластинках) очень дорожили солдаты и офицеры. В ту пору Зеленую знала не только московская театральная публика – к началу Великой Отечественной войны вышло пять фильмов с ее участием:
«Путевка в жизнь» (1931 год), «Любовь и ненависть» (1935 год),
«Подкидыш» (1939 год), в котором Рина была и актрисой, и автором сценария,
«Светлый путь» (1940 год), «Старый двор» (1941 год). Позади осталось замужество за известным московским юристом Владимиром Блюмельфельдом, а впереди – долгие годы счастья со вторым мужем, талантливым архитектором Константином Тихоновичем Топуридзе. Оба супруга работали денно и нощно, оба пылали творчеством, новыми идеями, восхищаясь друг другом, наслаждаясь встречами после недолгих разлук.
С Константином Тихоновичем Рина Зеленая прожила сорок плодотворных лет, в которых было все – от театральных и кино-ролей до озвучивания мультфильмов. Для детей Екатерина Васильевна работала с огромным удовольствием: несмотря на то, что ей не посчастливилось стать матерью, она была любимицей ребят и прекрасно находила с ними общий язык. Уже в пожилом возрасте актриса с радостью сыграла черепаху Тортиллу в
фильме «Приключения Буратино» и спела романс своей героини, который потом часто передавали по радио. Для Рины Зеленой вообще не существовало «маленьких» или безликих ролей: она дорабатывала, изменяла, импровизировала, и потому, кого бы ни играла (гувернантку, секретаршу, певичку, тетку в автобусе), персонажи получались яркими, выразительными, забавными. Фразы героинь Зеленой становились «шлягерами»: «Старушка зашла воды попросить, хватились – а пианины нет!» («Подкидыш»), «Такие губы сейчас не носят!»
(
«Весна»), «У меня под кроватью лежит неразорвавшаяся бомба. Нет-нет, она мне совсем не мешает. Я только хотела узнать, можно ли ее мыть мылом?» (
«Встреча на Эльбе»), «С места не сойду, пока не умру! А умру я не скоро!» (
«Иностранка»).
Последней ролью в кино для Екатерины Васильевны стала сдержанно-ироничная миссис Хадсон в серии фильмов о Шерлоке Холмсе. Актриса намного пережила своего супруга (Константин Тихонович умер в 1977 году), и на своем 85-м году пошутила: «Называйте меня теперь Руина Зеленая». Она не любила старость, долголетие ее тяготило, но блистательная ирония оставались с Екатериной Васильевной до конца. Однажды, оступившись на дорожке во время прогулки, актриса, не в силах встать, дождалась прохожих и заявила: «Обратите внимание: здесь валяется Рина Зеленая. Она упала!» Подняться – в полный рост, как раньше – было уже не дано.
Прощались с Екатериной Васильевной в разгар весны 1991 года, последней для Советского Союза, народной артисткой которого (официально) она так и не стала: в день смерти актрисы документам решили не давать ходу. Но фильмы с участием Зеленой вновь и вновь идут по каналам телевидения, неизменно собирая у экранов тот самый народ, которому она служила своим искусством, и это живое признание, пожалуй, значительнее любых формальных наград. /