Шпионские игры — на мой вкус один из самых удачных фильмов своего жанра. В нём есть что-то цепляющее. Снять качественное динамичное кино можно, но сделать его запоминающимся, чтобы выделить из череды подобных кинолент, гораздо сложнее и удаётся не всем. В чем же секрет?
Сюжет? Сюжет не оригинален, но добротен хоть и не лишён некоторых присущих жанру огрехов. Как и во «Враге государства» Скотт противопоставляет одного человека системе. Историй про опытного учителя и молодого ученика мы видели тоже достаточно много. Приём деления сюжета на разные временные и пространственные линии тоже не нов, но здесь сработан довольно удачно. Фильм состоит из чередования реально происходящего действия и флэш-бэков. В свою очередь действие в настоящем времени происходит одновременно в двух местах. Первое действие развивается в китайской тюрьме Су Чжоу, откуда агент ЦРУ Том Бишоп (Брэд Питт) пытается вызволить свою подругу, но попадает туда сам. Второе действие происходит в штаб-квартире ЦРУ, где проводит последний свой день перед пенсией агент Натан Мюр (Роберт Редфорд). Чем связаны два главных персонажа, их характеры, история их взаимоотношений раскрываются в воспоминаниях Мюра. Основные действия флэш-бэков происходят в трёх местах — Вьетнаме, Берлине, Бейруте. Переходы между сюжетными линиями сделаны очень удачно, сюжет не дёргается и не дробится, хотя и постоянно скачет во времени и пространстве (здесь, наверное, стоит отметить и отличный монтаж).
Актёры? Безусловно, актёрский дуэт Редфорд-Пит справился на отлично каждый по-своему. Об этом было много сказано, но предостерегу от сравнения двух актёров. Во-первых, разочарую поклонников Бреда, экранного времени ему досталось всё-таки меньше, поэтому Редфорду было больше где развернуться, что он успешно и сделал (не зря его фамилия в титрах всё-таки первая). Редфорд есть Редфорд — он всегда на уровне. Во-вторых, внешнее сравнение двух актёров и их персонажей весьма поверхностно, и вряд ли можно сказать, что Пит похож на Редфорда в молодости, так же как и их персонажи. У Редфорда, какую бы роль он не играл, всегда виден оттенок некой аристократичности, у него своя особая запоминающаяся мимика, жесты, его персонажи от ковбоев до профессоров всегда разные даже внешне, но при этом стиль всегда узнаваем. Пит скорее похож на «своего парня», что как нельзя лучше подходит для этой его роли.
Сценарий? В этом шпионском боевике собрано всего в меру — немного любви, немного дружбы, немного экшена, немного психологии, немного политики. При этом довольно много кабинетных сцен, диалогов, которые не выглядят скучными или лишними. Фильм лишён излишнего морализаторства, но не пустышка, есть и над чем подумать.
Съёмки? Всё опять на уровне — профессионально и красиво. Натурные съёмки, общие и крупные планы, руки, вещи — всё показано как надо и к месту. Много съёмок с воздуха, например, запоминающаяся сцена на крыше. Очень понравился крупный план — глаза Редфорда, когда он в конце садится в машину и надевает тёмные очки.
Кого ещё можно отметить? Костюмеры и художники. Это не костюмная драма и не фильм ужасов и здесь роль костюмов и грима не так заметна, но тоже важна. Например, как одели Мюра на совещании, подчёркнуто выделили из остальных, и тем самым противопоставив его как представителя уходящего поколения старой школы представителям новой волны циничных и расчётливых.
И конечно потрясающая музыка Гарри Грегсона-Уильямса. Симфоничная и электронная, динамичная и романтичная, она создаёт в фильме потрясающую атмосферу, помогает высказать не высказанное — чувства, напряжение, динамику. Финальная композиция Операция «Обед на вынос» очень хорошо передаёт атмосферу, меняя стиль и тональность в зависимости от происходящего, собрав в себе почти все композиции фильма.
Наверное, если всё это сложить, то и получится секрет хорошего фильма, не в чём-то одном, а во всех составляющих вместе.