Жить и умереть по-итальянски.Признаюсь, с итальянским кинематографом, помимо увиденного в детстве легендарного сериала «Спрут» с Микеле Плачидо в главной роли, я совершенно не знаком. Тем интереснее для меня было посмотреть знаменитый фильм Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна», который так высоко находится в рейтинге лучших фильмов планеты. И надо сказать, находится он там не зря…
Фильм рассказывает нам историю удивительного человека, который, благодаря своему неистощимому оптимизму, чувству юмора, находчивости, вере в собственные силы, умению любить, сумел преодолеть все трудности и невзгоды на своем пути, завоевал любимую женщину и спас от смерти сына, оказавшегося вместе с отцом и матерью в еврейском концлагере в годы второй мировой войны.
С одной стороны, это фильм о второй мировой войне, о том, как фашизм ломает людские судьбы, о судьбе евреев в годы войны. Но в то же время он совершенно не похож на большинство других фильмов с подобной тематикой («Список Шиндлера», «Пианист», «Мальчик в полосатой пижаме» и др.). Это, наверно, один из немногих подобных фильмов (если не единственный), где почти все время звучит светлая и чудесная музыка, под которую хочется танцевать и улыбаться. Это фильм, в котором нет жутких и кровавых сцен, фильм, в котором очень мало слез и много шуток, фильм, в котором даже смерть героя не становится настоящей трагедией и не превращает фильм в драму, потому что герой сумел сделать главное — сохранил жизнь и улыбку своего ребенка.
Неудивительно, что события войны и жизнь в концлагерях — не главное, что хотел показать автор в этом фильме. Главное — сила человеческого духа, вера в свои силы. Именно поэтому первая половина фильма рассказывает о жизни главного героя до того момента, как его семья попала в концлагерь. Режиссер показывает зрителю то, как Гвидо познакомился со своей будущей женой, как сумел покорить ее сердце, как жил, работал ради своей семьи и сохранял свой необыкновенный оптимизм и жизнелюбие, несмотря на все более тяжелые условия жизни. Первая часть фильма необходима режиссеру для того, чтобы лучше раскрыть зрителю характер главного героя. Именно благодаря этому все то, что происходит затем в концлагере, не кажется нам невероятным. Да, это невероятно и невыполнимо для большинства людей, но только не для Гвидо.
Несомненно, на сюжетные перипетии и игру актеров в данном фильме очень сильное влияние оказала Италия. Я уверен, что ни американские, ни российские режиссеры и актеры никогда не смогли бы воссоздать такую атмосферу фильма и такую игру его главного героя. Это вовсе не значит, что фильм обязательно получился бы хуже. Он просто был бы другим. Тот, кто видел, поймет, о чем я.
Для кого-то, возможно, этот фильм все же покажется нереальным. В страшных условиях концлагеря Гвидо и его семью неминуемо должна была ждать другая судьба. Но так многим из нас кажется лишь потому, что нам не дано жить и умереть по-итальянски. С волшебной музыкой в сердце и улыбкой в глазах…
10 из 10