'Я верю в тебя, опер' ©«Бандитский Петербург» - один из самых известных и популярных сериалов начала 2000-х гг. Снятые Владимиром Бортко «Барон» и «Адвокат» заслуженно стали культовыми частями, а менее успешный «Крах Антибиотика» позволил поставить точку всей криминальной саге. Но, как это бывает с успешными проектами, сериал решились продолжить, и в
2003 г. на экраны вышло еще три фильма, снятых
Андреем Бенкендорфом и
Владом Фурманом.
К сожалению, «Арестант», как первый фильм новой трилогии, снятой по романам А. Константинова и А. Новикова, вышел неубедительным продолжением. Так что на новый фильм я изначально не возлагал никаких надежд. Но, к моему удивлению,
пятая часть под названием
«Опер», вышла вполне неплохой. Пусть даже не столь сильной, как «Барон» и «Адвокат», но по сюжету – вполне подходящей под концепцию сериала.
Отличительной особенностью данной части является то, что «Опер» хронологически одновременно и предвещает и продолжает события «Бандитского Петербурга», начатые фильмом «Барон». Такой нетривиальный ход сценаристов был сделан с единственной целью – ввести новых персонажей в основную сюжетную линию криминальной саги. Кроме того, абстрагировавшись от Серегина и Кудасова, создатели умело сместили вектор внимания в другую сторону, попытавшись реабилитироваться в глазах зрителей.
На этот раз перед нами трогательный рассказ о несчастной судьбе
Александра Зверева (
Михаил Разумовский) – опера, который в результате череды роковых событий попал на зону (где и познакомился с Обнорским в финале «Арестанта»). Главный герой фильма буквально с первой же серии поражает своей честностью и принципиальностью (что тут же выделяет его из числа других сотрудников правоохранительных органов). Конечно это не означает, что все остальные служители закона в сериале плохие. Как и в других частях саги здесь есть и толковые опера (Галкин, Сухоручко), и «оборотни в погонах» (Тихорецкий). Но романтическая натура Зверева делает его человеком, которому нет места в этой системе. А порядочность и отзывчивость, в сочетании с наивностью вообще сыграет с ним в злую штуку. В целом, игра Разумовского неплоха, а его герой получился нечто средним между Челищевым и Серегиным из предыдущих частей.
Одной из характерных черт «Бандитского Петербурга» было наличие в сериале яркого женского персонажа в одной из главных ролей. Не обошла стороной эта традиция и пятую часть. Но, в отличие от Лиды Поспеловой, Рахиль Даллет и Кати
Анастасия Тихорецкая получилась совершенно иным персонажем. При всей своей внешней красоте, героиня
Олеси Судзиловской совершенно к себе не располагает из-за надменности в разговоре и корысти в глазах. И хотя у Судзиловской был «звездный час» на съемках «Мусорщика», роль Тихорецкой лишь закрепила за ней амплуа «роковой красавицы».
Определенный интерес представляют так же взаимоотношения Александра Зверева и
Александра Мальцева (Саши Солдата). Пусть даже это и выглядит поначалу странным, что у мента и бандита может быть что-то общее. Но трагическое несчастье, а так же исключительно человеческие качества вылились в прочный тандем, скрепленный дружбой и общим делом. Да и сам герой
Бориса Бирмана, несмотря на род деятельности, вызывает симпатию. Хотя бы из-за того, что не отморозок и не головорез.
И хотя довольно часто в исторических фильмах допускаются ошибки, на некоторые вещи действительно хочется «закрыть глаза». К таким ляпам можно отнести автомобили, одежду, прическу не тех времен. Ведь на основной сюжет такие мелочи особо не влияют. Хотя обидно, что имея консультантов из МВД, в сериале все же были допущены некоторые ошибки (а так же и то, что в сериале время действия фигурирует то весна, то осень 1991 г.). Однако то, что герой Бирмана Саша Солдат уже ранее фигурировал в «Бандитском Петербурге» не может не бросаться в глаза, оставляя зрителя в недоумении. Те, кто досмотрят «Опера» до конца поймут, что не мог Солдат помогать Серегину снимать со шведами документальный фильм в ноябре-декабре 1993 года. И если в книгах все просто (там было два разных персонажа: Слава Солдат и Виталий Лысый), то в кино же слишком было запутанно.
Несмотря на обилие совершенно новых персонажей, было все же приятно встретить вновь подполковника Ващанова (Андрей Толубеев) (который, к слову, к 1991 году еще не завербован Антибиотиком), узнать о внеслужебной деятельности полковника Тихорецкого (Сергей Лысов) а так же увидеть, чем закончилась стычка в столовой между Обнорским и Зверевым (не без намека на продолжение).
«Опер» - один из редких случаев, когда такое своеобразное «ответвление» от основной сюжетной линии саги пошло сериалу лишь на пользу. Пусть даже в сравнении с «Адвокатом», «Опер» смотрится слабее – новые герои, новая музыкальная тема
Игоря Корнелюка (звучавшая в титрах в конце каждой серии) сделали пятую часть яркой и незабываемой.
8 из 10