Говорят, самый любимый фильм Шукшина. Возможно.
В отличие от большинства других его работ, и так работавших в основном на атмосферу, в этой сюжет и вовсе номинален. Это роуд-муви про путешествие деревенской семейной пары на отдых.
Классическим для роуд-муви образом, фильм складывается из серии довольно изолированных друг от друга сцен: начало с проводами, попутчики в поезде, Москва, квартира профессора, пансионат.
Начальные сцены поставлены отлично – лучше Шукшина никто не мог изобразить деревенский быт, а поезд богат колоритными персонажами (особенно отличились “конструктор” и профессор), то вот по прибытии в Москву сюжет резко провисает.
Общение четы Расторгуевых с профессорским окружением поставлено как-то вяло и сумбурно. Кульминация в виде рассказа про Селёдку, вместо выдачи “компрометирующих сведений” могла бы возыметь куда больший эффект, если бы хотя бы показали реакцию слушателей всего этого балагана.
Пансионат, кажется, и вовсе снят по остаточному принципу. Добили сцены и закруглились. Возникает ощущение некой оборванности повествования. Понятно, что в самом начале озвучивали Чёрное море, как конечную цель маршрута, но можно было бы как-то подчеркнуть происходящее, ведь с таким куцым хронометражом о создании атмосферы и красивого описания тоже говорить не приходится.
В общем фильм получился хороший, но далёко, на мой взгляд, не лучший у Шукшина. Концовка сильно подкачала.