«Пирамида, выстроенная на тысячах человеческих душ»Томмазо Бушетта - сицилийский мафиози. Он родился 13 июля 1928-го года в одном из беднейших кварталов Палермо. Он был самым младшим из 17 братьев. Жизнь семьи была далеко не безоблачной и подтолкнула Томмазо пойти по криминальному пути. В 1948-ом году в возрасте 18 лет он стал полноправным членом мафии, работая киллером и торгуя наркотиками. Это стало для него началом успешной карьеры, и концом беззаботной жизни.
Омерта - это «кодекс чести» мафии, не сотрудничество с государством. Целью омерты является контроль над участниками мафии со стороны вышестоящих членов криминальной организации, а также запугивание рядовых её членов. Томмазо позволил себе данное нарушение, оказав помощь следствию. Хотя он не был первым пентито в итальянской программе защиты свидетелей, он был первым важным мафиози, нарушившим омерту.
Всё это вызвало небывалый ажиотаж и стало концом великой эпохи Коза Ностры. Собственно о закате гегемонии и повествует сюжет картины, через призму одного из самых главных очевидцев сего события. В реальной жизни главный герой и сам не был ангелом. Полиция и судьи всегда замечали, что Бушетта был очень вежливым и интеллектуальным человеком, правда, склонным к тщеславию. Как большинство осведомителей, он не всегда все договаривал до конца и часто сам себе противоречил.
Например, он заявлял, что никогда не имел дело с наркоторговлей, но вступив в США в 'семью' Гамбино, он стал владельцем сети пиццерий, которые служили прикрытием для торговли наркотиками. Через семь лет он был арестован в Нью-Йорке, но так как итальянские власти не запросили его выдачу на родину - был отпущен. После этого инцидента Томмазо перебрался в Бразилию, где запустил сеть незаконного оборота наркотиков, хотя ранее говорил, что 'в мафии все, в той или иной мере, были связаны с наркотиками'. Или, сначала он отрицал свое участие в убийствах, но позже в телевизионном интервью признался, что был киллером.
Подобную информацию создатели решили не включать в окончательное состояние своей работы и сделать из антигероя - положительного персонажа. Правильно ли разграничивать несуществующие рамки, потенциально призывая зрителя сопереживать в конфликте той или иной стороне? Я думаю, что нет. Италия, Франция, Германия и Бразилия - возможно просто побоялись идти на риск полноценно заявлять о том, что в Коза Ностре не существует истинно хороших людей. У каждого есть свои причины совершать то или иное преступление, но в любом случае, никто чистым не остаётся - на каждом находится клеймо причинённого горя, ведущее до конца жизни.
События чередуются строго определёнными временными границами, демонстрирующие чёткую дату происходящего. За всей последовательность ничего не способно утаится и складывается ощущение, что читаешь биографическую книгу о скандальных событиях конца 20-го века. Между 'ключевыми точками', персонажи живут обычной богатой жизнью, наполненной житейских проблем. На первом месте у Томмазо стоит семья, ради которой он готов на многое. Тем не менее, забавно, что иногда персонаж забывает о важности жены и сына, совершая отчаянные, и порой безумные поступки. Идя на те или иные меры, он не задумывается о безопасности близких людей, что безусловно вызывает диссонанс, но лёгкий, ибо это случается нечасто и в самые напряжённые моменты. Несмотря на мелкие недочёты, самое важное то, что картина не берёт дурной пример с фильма 'Мидуэй' и пытается продемонстрировать, что семейные ценности и принципы есть даже у таких людей.
Коза Ностра обладала неистовой жестокостью и предпочитала чаще всего грубый язык тела, заместо дипломатических бесед и взаимовыгодных уступок. Можно сказать, что империя была построена на крови множества, как виновных, так и невиновных жителей Италии. В картине нам демонстрируют кровожадные методы, но лишь на своих соратников или соперников. О массовых правонарушениях упоминают лишь дословно и вскользь, хотя более масштабная демонстрация лишь усилила бы чёткое понимание сложившихся образов. Без этого, история не выглядит менее ужасной, но всё же акцентирует своё внимание на межличностном конфликте между двумя группировками.
Противоречивый образ интеллигентного пентито предстояло исполнить обладателю премии Пазинетти - Пьерфранческо Фавино. В картине было множество моментов, где актёру следовало включить уровень мастерства на максимум: искренняя радость; душевные терзания и слёзные переживания за участь соратников; невозмутимую, претенциозную и презрительную особу в возвышенном состоянии; и даже широкоформатные конвульсии - всё это складывало по кирпичику характер Томмазо, создавая политическую высокопарную ауру в его изречениях. Второстепенные актёры не меркли на фоне мастодонта и уверенно составляли ему кампанию в создании элегантной и вычурной Коза Ностры, меркнущей под последними лучами луны в День Дурина.
Второстепенный актёрский был довольно велик, даже по сравнению с блокбастерами высшего уровня. В самом начале нас 'забросали' многочисленными именами и фамилиями различных мафиози с их семьями. И ладно бы они упомянули их и забыли, но Марко Беллоккьо делает постоянный акцент на этом, как бы проверяя память зрителя. Развивать функциональные способности кратковременной и долговременной памяти необходимо, но в этом фильме всё преподносится быстро и без чувства равномерной расстановки. Была ли целесообразность включать столько родственных связей?
'Предатель' - это приближённый к идеалу пример, как надо снимать историческую биографическую драму. Картина не лишена извечного субъективного мнения и некоторых упущений, но режиссёру приходилось чем-то жертвовать, дабы вместить свой продукт в допустимый хронометраж.
7,7 из 10