О русских традициях и сказках в лесной чащеНу вы, блин, даёте!
'Особенности национальной охоты', 1995, реж. А. Рогожкин
Разве виноваты мы, что родились в России? И требуется нам иногда самая малость, чтобы не потерять почву под ногами, ощущение родины, мира: тихая речка, лесное маленькое озеро и немудреная снасть.
'Особенности национальной рыбалки', 1998, реж. А. Рогожкин
А разве не
'Каменный цветок'(1946) рассказанный Александром Птушко когда-то, сейчас предстаёт пред нами? Разве не самонадеянный, возгордившийся своим талантом Данила-мастер, нам демонстрируется тут и сейчас? В преломлении. А хозяйка Медной горы, залюбовавшаяся юношей, не нынешняя ли это госпожа Шишимора? Чего тебе хочется? Люб ты мне, голубь молодой. Пожелай лишь, исполню. Похоже?
Можно и
'Снежную королеву'(1966) при пристальном вглядывании распознать. Кай, мастерящий едва ли не Лего-конструкцию в забытьи времени, места, себя... И Снежная Барыня упивающаяся своей властью над 'вундеркиндом-конструктором'...
Приятным, ностальгическим, добрым, повеяло от 'Мёртвых ласточек' (вот только название - 'мёртвые', несколько коробит). И Михаил-топтыгин говорит 'здрасте', и заяц, с поджатыми ушами в страхе прискакал, и волки щетиной щётки зубов скалятся. А самое главное, лесная сказка, нечистью малохоженного места, открывается кладовыми. Леший, Кикимора, Домовой, ожившие страхи ночного леса путанной трелью не знакомых голосов. Для нас, городских жителей, не знакомых. И шорохи, и треск, и видения всё тут грамотной 'страшилкой' для восприятия. И перебора нет никакого. Без расчленения бензопилой обошлись, без залитых кровью ходячих упырей справились.
Русские же мы. Русские. И хорошо когда наше, отечественное звучит голосом старины без уподобления басурманской скороговорке-пустоголовке. Где и мысль то, порою, отыскать бывает, ой как сложно. Где мораль кривдой прорастает от расчёта за монетой без доброго, нравственного, истинного. И подмена добра, выгодой выпирает щерясь. 'Мёртвые ласточки' вдруг улыбнулись и
'Особенностями национальной охоты'(1995), и
'Особенностями национальной рыбалки'(1998). В самом деле, какая же русская душа не тоскует в городском каменище по простору в тиши природы. За зверем ли идти, за рыбой ли стремиться, какая разница? Отдохнуть. Оттаять душой от сутолоки толкотни мегаполиса. Поудить или пострелять в паре с кем-либо, ухи сварить, чарку-другую на грудь принять и побаять, и побубнить о том о сём, сняв камень с сердца.
Лес ли, озеро ли - всё чистилище от копоти в наш век. От нагара копоти цивилизации. Нет с нами теперь Михалыча, нет того самого генерала Иволгина, но другие охотники устремляются 'по его' тропам. И заимка Кузьмича угадывается в дедовом наследстве. И на крючок - можно щуку. И на заряд - можно 'утку-другую'... Но шалить тут не следует. Смотрителей мест хватает. Заигрался - накажут. Непременно накажут. И гостей - хлебом-солью, а от нечистой силы - оберегом и спрыскиванием ключевой воды в лицо.
Двое на рыбалке. Двое выпущенные в природу. С разными ролями. Один - свет дающий, другой - талантом наделённый. Но у одного любовь в сердце, у другого - жаба ледяная.
Почти
'Новогодние приключения Маши и Вити'(1975) получились. Сказка на новый лад.
Звон золотых Империалов пробудил звон золотых талеров из
'Сказки рассказанной ночью'(1981).
А финал хотелось бы словами всё того же самого генерала Иволгина окрасить:
— Все болезни — от бескультурья. Вода — это колыбель разумной жизни. Я просто возвращаюсь к истокам бытия… получая от этого несказанное удовольствие…
Спасибо режиссёру за напевы старины. Спасибо за сладостную поволоку русской песенной речи. За сказку для взрослых, спасибо. За быль с небылью вперемешку наследия предков, тоже, спасибо-спасибо-спасибо.
7 из 10