Жора Крыжовников - тонкий, деликатный человек, органично сочетающий в своём творчестве трагическое и комическое. Верный заветам Аристотеля, Крыжовников (Крыжовников и Аристотель - это сила!), опытной рукой доводит зрителя до катарсиса в финале фильма (если вы не плакали в момент исполнения 'Оладушек', то у вас нет сердца, а если не сглатывали подступивший к горлу комок в момент прощания героя с родными, то у вас нет кадыка). Режиссёр так тонко и интеллигентно наплевал в душу людям, исповедующим прямо противоположные ценности, что это не может не вызывать восхищения. Браво! Браво!
Сторонники одного непризнанного искусствоведами австрийского художника давно сформулировали максиму - каждому своё. Крыжовников придерживается того же подхода. Ну, патриоты, теперь вы знаете, чем пахнет Родина? Не знаете? Бегом в подъезд хрущёвки, и дышите, дышите как можно глубже, дышите до тех пор, пока глаза не заслезятся! Подъезд отечества нам сладок и приятен. Помимо любви к обоссанным подъездам, водке, бане, и песням Шатунова (вы не знали, что боевые генералы обожают 'Ласковый май'? Да - да, наши бойцы в Сирии режут шахидов, ласково напевая им на ушко 'Белые розы') настоящий патриот должен ненавидеть всё, что связано с Западом (ты, сынок не вздумай там с ЦРУ сотрудничать!). Что еще? Ах, да, про это и говорить не стоит. Все и так знают, что патриот всегда пьян (или полупьян), сыто рыгает чесноком и капустой, инфантилен, визглив, страдает перепадами настроения и тиранит всю свою семью. Такой портрет отца семейства навязчиво преследует нас в каждом фильме маэстро, начиная с 'Горько', и заканчивая 'Родными'.
У отца семейства есть покорная, с томными глазами лани, вышедшей из двухнедельного запоя, жена. Верная спутница жизни тупого быдлана, покорно сносит его дурь, изредка возвращая супруга в реальность парой звонких подзатыльников. В комплект входят пара сыновей, эдакие плюс и минус, заряды разных знаков. Один весь в папу - гопник, и уголовник с криво нарисованными шариковой ручкой татухами, а другой, прямая противоположность - светлоликий либерал и западник. На заднем плане беснуются, чавкая хреном, и громко икая от квасного патриотизма, всякие сестры, дяди, тети и другие умственно отсталые родственники. Крыжовников изобрёл кино - лего. Такой конструктор, из которого можно собирать массу возможных комбинаций. До сих пор удивляюсь - почему его не пригласили работать в Болливуд? Это же типичное индийское кино - все друг другу родственники, все бегают, периодически прячась за деревьями, и поют дурацкие песни.
Простучав молоточком болевые точки патриотизма, сценарист наносит удар по шестидесятникам. Поэты - песенники всегда держали фигу в кармане, и считали честью фрондировать по отношению к власти. Грушинский фестиваль - квинтэссенция авторской песни. Кто не знает этих великих строк - а я еду, а я еду за деньгами, за туманом едут только дураки... И вот, главный герой, патриотически настроенный, едет в гнездо либерализма для того, чтобы спеть скептически настроенным западникам с их кислыми лицами, про сладкие, духмяные оладушки. Фиаско неизбежно, но... у него же есть младший сын, обладающий правильной политической ориентацией. Сынок с удовольствием подхватит выпавшие из ослабевших отцовских рук, оладушки. Тут вам и родственные чувства, и катарсис, и любовь и (список можете продолжить сами).
Для того, чтобы недалёкий зритель не забыл - а в чём же собственно причина неадекватности главного героя, сценарист щедро использует приёмы мнемотехники. Особенно ему нравится метод ассоциаций. Опухоль в мозгу сравнивают с пельменями, мантами, буузами (это же так смешно - опухоль размером с пельмень!). Выковыривая из зубов, застрявшее тесто, Бурунов игриво машет вилкой, и сурово говорит - воот такого размера опухоль!
Сценарист должен быть последовательным - смеяться можно над чем угодно, правильно ведь? Почему бы маэстро не снять фильм с названием 'День святого Лаврентия'? Синопсис. Главный герой обладает правильной ориентацией, одобренной гильдией, вручающей 'Оскара', толерантно сожительствует с активистом BLM, и болеет модным СПИДом. Работает наш любимчик на оппозиционном канале, а дома его ждёт дедушка, по праздникам одевающий мундир НКВД, и с ностальгией рассказывающий внуку о расстрелах. Вот это было бы остро, смешно, и злободневно. Какая могла бы быть комедия положений! Деньги на съёмки соберём методом краудфандинга.
Когда наступит 'День святого Лаврентия', Жора?