Забавная и своеобразная драма об ограниченности и несостоятельности католической доктрины. Режиссер Стэнли Крамер обладал удивительным талантом находить болезненные, конфликтные темы своего времени и снимал о них кино, занимая недвусмысленную авторскую позицию. Сегодня его фильмы не кажутся скандальными. Но для своего времени они были шокирующими в глазах то одного слоя общества, то другого. А сегодня о его картинах мало кто помнит. Возможно, через пятьдесят лет современные фильмы, в сторону которых плюются и обвиняют в продвижении чуждых идей и идеологий, будут восприниматься как заурядные, а их постановщиков забудут. Всем желаю дожить до тех прекрасных дней. Как дожил Крамер.
В своем последнем фильме Крамер решил пройтись по католической доктрине, осмыслить религию и даже высказаться по поводу теодицеи. Режиссер указывает на то, что католическая доктрина в угоду спасения церкви способна легко подвергнуть опасности человека, свалив ответственность за него на бога. Однако главный конфликт фильма – между естественными человеческими отношениями и католическими обетами, которые эти обеты запрещают. С точки зрения Крамера, человеческие чувства важнее, а обеты несут только ненужные страдания (у протестантов вон священники вступают в брак). И конечно, христианство, уча исключительно добру, способно обратить человека против другого человека. Если религия требует отказаться от человечности в пользу обетов, это может привести к тому, что самый верный ученик, променяв человечность на доктрину, увидит в другом человеке паразита, которого необходимо уничтожить. В конце и вовсе звучит монолог несовместимости реальности и доброго, любящего бога. Финал фильма у Крамера поразительно перекликается с монологом отца из «Девичьего источника» Бергмана. Но у Бергмана теодицеи посвящен весь фильм.
К сожалению, у Крамера спотыкается постановка. Она слишком механическая, если не сказать искусственная. Сцены слишком сентиментальны; герои в большей степени образы, а не герои как таковые; актеры постоянное занимают свое место в кадре, чтобы начать произносить что-нибудь пафосное. Всем очень сложно проникнуться. Изображение монахини-бунтарки, священника, дважды отрицающего самого себя – все это балансирует на грани с комедией и добавляет качественную иронию, а режиссер уходит в сентиментальность и мелодраму. Жаль, фильм мог бы быть лучше.