Осторожно, спойлеры!
------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------ ------------------
Много раз попадался на глаза фильм Хэла Эшби «Будучи там»/Being There, 1979, но все как-то откладывала просмотр. Наконец, решила посмотреть. Фильм оказался довольно любопытным. В одном доме умирает некий старик, вместе с ним там проживала чернокожая горничная Луиза и уже не очень молодой садовник Чэнс (Питер Селлерс). После смерти старика Луиза покидает дом, а Чэнса выставляют на улицы пришедшие продавать дом агенты по недвижимости. Ему ничего не остается как собрать чемодан с вещами и выйти на улицу, что, оказывается, ему приходится делать первый раз в жизни, до того времени ему запрещено было выходить на улицу. С этого момента с ним начинают происходить удивительные события, но он на них реагирует очень спокойно. Выясняется, что у него были всегда ментальные проблемы, он вырос в доме старика, где считался садовником, там действительно был маленький садик, он не умеет читать и писать, в чем честно признается, единственное, чем он занимался, он смотрел телевизор, где только мог. Выйдя на улицу, он оказывается поначалу в весьма неблагополучном районе, в котором, оказывается, находился этот дом, практически в гетто, потом добредает до более благополучного района, в котором попадет под машину очень богатой дамы Ив (Ширли МакЛейн), а потом и в дом этой дамы. У Ив тяжело болен муж, буквально доживает последние дни, поэтому дом превращен практически в клинику, где Чэнса осматривает и начинает лечить врач. Всё, что Чэнс видит вокруг себя, он видит в первый раз, нередко об этом говорит, хотя он вообще немногословен, и тут начинает развиваться эта абсурдистская ситуация — его слова вдруг начинают интерпретировать не в прямом, а в переносном смысле, принимая их буквально за какие-то откровения. Его абсолютно искренняя манера поведения привлекает к нему как хозяина дома, так и его жену, а также всё их окружение вплоть до президента, он попадает на телешоу, все агенты пытаются выяснить его подноготную, но абсолютно ничего не удается найти и тогда они приходят к выводу, что файлы на него были уничтожены спецслужбами. Единственный человек, кто сразу понял, в чем там дело, был врач, он докопался до истины, это было довольно просто, но так никому об этом не сказал… Ситуация, конечно, доведенная до абсурда, но весьма показательная, все слышали и видели в словах и поведении Чэнса то, что хотели, то, что привыкли слышать и видеть. Интересен конец фильма. Актеры, конечно, хороши - в роли доброжелательного, но хорошо воспитанного и одетого в костюмы его бывшего хозяина, пошитые где-то еще в 20-е — 30-е годы дурачка Питер Селлерс, в роли Ив - Ширли МакЛейн, в роли ее мужа Бена - Мелвин Дуглас.
Мне фильм понравился.